Rules Cyclopedia — это последняя книга правил для D&D. После неё было издано несколько приключений, пара произведений, которые мы сейчас называем сеттингами и переиздан один из стартовых коробочных наборов. Но на этом всё — де-факто RC была последним рульбуком в истории игры, которая непрерывно существовала двадцать лет.
В этой великой книге правил у нас есть:
Погружение в историю RC необходимо начать с краткого рассказа о том, что было до. Очень краткого. Ибо каждый из изводов D&D заслуживает отдельного большого рассказа о себе.
Итак, в 1974-м году свет увидела игра Dungeons & Dragons, основанная на чистом игровом опыте Гэри Гигакса и Дейва Арнесона. Правила были написаны сверхкратко, постоянно ссылались на гигаксовский варгейм Chainmail и были упакованы в белую коробку. В коробке лежали три тоненьких буклета. Так их и назвали — White Box, под этим названием OD&D узнаётся и сейчас.
Очень быстро для неё вышли «сапплементы» или же расширения — дополнительные книги, содержащие, неожиданно, расширенные правила. Класс вора, разное повреждение оружия (до этого всё наносило одинаковый урон d6), заклинания высших кругов для волшебника и жреца — всё это появилось в расширениях.
Объём нарастал так стремительно, что уже к 1976-му году стало понятно, что некоторые из расширенных правил должны быть включены в базовую, да и сама базовая книга требует пересмотра — достоверно известно, что Гигаксу звонили домой с просьбой объяснить как в это играть. И свет увидела новая редакция D&D, автором которой стал Джон Эрик Холмс — игра получила прозвище «синяя коробка».
А уже в 1981-м году свет увидела третья редакция D&D. Её авторами стали Том Молдвей, Дейв «Зеб» Кук и Стив Марш. Это были уже вполне прилично написанные правила игры, из которых без особых усилий можно было понять как играть в настольную ролевую игру. Нас же здесь интересует, что в этой редакции был впервые использован подход разделения книг на уровни силы персонажей. В коробочную версию игры входила «базовая» книга для игры уровнями с первого по третий и «экспертная», описывающая уровни персонажей (и возможные приключения для них) с четвёртого по четырнадцатый. Упакована была игра в «розовую коробку».
Обратите внимание, что OD&D с расширениями позволяли, при этом, персонажам достигать аж 44-го уровня в некоторых случаях.
Ещё во времена «синей коробки» игра получила название «базового D&D» или же BD&D. Это произошло в силу того, что у 81-му году уже во всю издавалась «продвинутая D&D» — AD&D. Да-да, на самом деле TSR издавали до самой середины 90-ых годов две разные настольные ролевые игры.
В 1983-м году свет увидела четвёртая редакция «базовой» игры, так называемая красная коробка, которая именовалась BECMI. Принцип разделения книг на уровни силы был поставлен во главу угла и в наборе были книги Basic, Expert, Companion, Master и Immortal. Уровни персонажей, обитатели бестиария, заклинания, волшебные предметы, правила по исследованию местности — всё было поделено на уровни. В basic правила, например, описывали исследование подземелий, в expert — появлалось исследование дикой местности, знаменитый гекскроул, а правила по воздушным полётам или путешествиям в другие миры в следующих книгах. Автором BECMI был Фрэнк Ментцер.
Тут можно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы понять как обстояли дела в те годы. В IV расширении к OD&D в 1976-м году было прямо написано, что это последняя книга. Теперь игра целостная, в неё есть всё, что надо. И больше новых книг не будет. Всё. Через год выходит «синяя коробка».
С другой стороны к 1985-му году TSR – это уже серьёзное издательство. Этот год стал для фирмы во многом ключевым. Именно в 85-м году было введено корпоративное правило «не играть на работе». Вполне себе рисует картину эпохи. Что забавно в том же году для AD&D была выпущена книга Unearthed Arcana у которой был фейковый список плейтестеров, так как издаваться было надо, а времени на тесты менеджеры не давали. В этом гораздо позже признавался сам Гигакс.
Итак, к началу 90-ых годов «базовая D&D» имела непрерывную шестнадцатилетнюю традицию правил. В отличие от «продвинутой D&D», которая и возникла позже, и различия между и первой и второй редакцией были просто огромными.
Оборот у TSR упал, а другие настольные ролевые игры стали мощнейшими конкурентами. В издательстве поняли, что ставку надо делать на что-то одно. И чаша весов, к сожалению, качнулась в пользу AD&D. Упомянутая Unearthed Arcana, а также Oriental Adventures показывали хорошие продажи. BD&D на этом фоне выглядела зажившимся дедулькой, которому уже пора бы.
В 1985-м году завершилось издание всей запланированной линейки BECMI, книгой Immortal. Приключения с кодом B, предназначенные для новичков, были завершены в 1989-м году далеко не триумфальными «King's Festval» и «Queen's Harvest». Очень популярная линейка книг для BD&D с атласами или же «газетирами», описывающими безо всякой лишней воды, мир Мистары он же «известный мир» также шла по пути самоповторов и страдала от отсутствия свежих идей.
Авторы всё ещё трудились и неплохими были издаваемые для BD&D в начале 90-ых годов приключения линеек DDA и HW для сеттингов Мистары и Полого мира соответственно. Но всем уже было понятно, что слава BD&D и «того самого» D&D прошла.
В 1991-м году TSR сделали попытку дать BD&D второе дыхание, издав, так называемую, «чёрную коробку». Сейчас забавно об этом говорить, но тогда она называлась ПЯТОЙ РЕДАКЦИЕЙ D&D каковой фактически и была. Подзаголовок гласил «новая лёгкая для ведущего игра Подземелья и Драконы». Именно на простоту изучения TSR и напирали в рекламе, так и писали: «по-настоящему БАЗОВАЯ игра».
Продажи «чёрной коробки» были невероятными. Сообщают о полумиллионе копий по всему миру. Но TSR продолжали прыжки по граблям — игра всё ещё была ограничена в уровне. Пусть не третий, но пятый уровень был последним, но игрокам предлагалось либо мигрировать на AD&D, либо искать книги одной из более ранних редакций.
И это при том, что со стороны игроков поступали постоянные жалобы на то, что в пяти книгах BECMI (чуть меньше четырёхсот страниц) трудно найти нужное заклинание или монстра. И, наконец, TSR пришли к решению компиляции всего под одной обложкой. Так и появилась Rules Cyclopedia и именно её предлагалось использовать игрокам «black box», когда они поднимутся выше пятого уровня.
По иронии судьбы, именно такой подход планировал Гэри Гигакс для редакции Холмса ещё в 1977-м году. Должна была быть «синяя коробка» для всех и книги правил AD&D и BD&D. Причём первой отводилась роль турнирной игры, а второй — домашней.
По сути дела Rules Cyclopedia — это структурированный, компилированный и дополненный пересказ правил BECMI за исключением I. Также в книгу включены монстры из «Creature Catalog» 1986-го года, правила по умениям и некоторые другие правила всплывавшие в «атласах». Правила из книги Immortal не были включены, однако описание того кто такие бессметные, включая упоминание, что персонажи игроков могут стать ими — было. Также, по неясной причине, были убраны правила об артефактах и рыцарских турнирах.
TSR везде и повсюду настаивали, что RC — не для новичков и чуть ли не отговаривали людей от покупки. Видимо боялись жалоб. Хотя, наряду с «чёрной коробкой» книга показала хорошие продажи. В RC был включён и сеттинг — хотя текст «газетиров» не был переписан полностью, но цветные карты (в том числе карты полого мира) и сведения о вселенной Мистары присутствуют в книге.
Продажи «чёрной коробки» и RC пытались удержать на уровне выпустив модуль для новичков «громовой разлом» - Thunder Rift, задававший новый сеттинг, который в итоге остался практически неизвестен. Также TSR выпустили таки книгу «Гнев Бессмертных», содержавшую правила по игре самыми высокими уровнями.
Но на этом всё. «Чёрная коробка» была перевыпущена в 1994-м году под названием «Classic D&D» и на этой публикации D&D после двадцати лет своего существования, наконец, умерла.
Автором Rules Cyclopedia стал Аарон Оллстон, который занимался настольными ролевыми играми с 1983-го года, но не работал на TSR до этого. Придя в компанию, однако, он быстро стал одним из основных авторов для BD&D. RC, «Гнев бессмертных» и Hollow World Campaign Setting – его книги и это одни из крупнейших релизов TSR вообще.
В этой великой книге правил у нас есть:
- Правила для игры персонажами уровней 1 — 36
- Невероятный список оружия и экипировки
- Опциональные правила по умениям и талантам
- Обзорные тексты по сеттингам Мистары и Полого мира
- Бессчётное количество чеклистов на все случае жизни
- Ещё больше таблиц случайной генерации всего
- Правила по конвертации в AD&D второй редакции и обратно
Погружение в историю RC необходимо начать с краткого рассказа о том, что было до. Очень краткого. Ибо каждый из изводов D&D заслуживает отдельного большого рассказа о себе.
Итак, в 1974-м году свет увидела игра Dungeons & Dragons, основанная на чистом игровом опыте Гэри Гигакса и Дейва Арнесона. Правила были написаны сверхкратко, постоянно ссылались на гигаксовский варгейм Chainmail и были упакованы в белую коробку. В коробке лежали три тоненьких буклета. Так их и назвали — White Box, под этим названием OD&D узнаётся и сейчас.
Очень быстро для неё вышли «сапплементы» или же расширения — дополнительные книги, содержащие, неожиданно, расширенные правила. Класс вора, разное повреждение оружия (до этого всё наносило одинаковый урон d6), заклинания высших кругов для волшебника и жреца — всё это появилось в расширениях.
Объём нарастал так стремительно, что уже к 1976-му году стало понятно, что некоторые из расширенных правил должны быть включены в базовую, да и сама базовая книга требует пересмотра — достоверно известно, что Гигаксу звонили домой с просьбой объяснить как в это играть. И свет увидела новая редакция D&D, автором которой стал Джон Эрик Холмс — игра получила прозвище «синяя коробка».
А уже в 1981-м году свет увидела третья редакция D&D. Её авторами стали Том Молдвей, Дейв «Зеб» Кук и Стив Марш. Это были уже вполне прилично написанные правила игры, из которых без особых усилий можно было понять как играть в настольную ролевую игру. Нас же здесь интересует, что в этой редакции был впервые использован подход разделения книг на уровни силы персонажей. В коробочную версию игры входила «базовая» книга для игры уровнями с первого по третий и «экспертная», описывающая уровни персонажей (и возможные приключения для них) с четвёртого по четырнадцатый. Упакована была игра в «розовую коробку».
Обратите внимание, что OD&D с расширениями позволяли, при этом, персонажам достигать аж 44-го уровня в некоторых случаях.
Ещё во времена «синей коробки» игра получила название «базового D&D» или же BD&D. Это произошло в силу того, что у 81-му году уже во всю издавалась «продвинутая D&D» — AD&D. Да-да, на самом деле TSR издавали до самой середины 90-ых годов две разные настольные ролевые игры.
В 1983-м году свет увидела четвёртая редакция «базовой» игры, так называемая красная коробка, которая именовалась BECMI. Принцип разделения книг на уровни силы был поставлен во главу угла и в наборе были книги Basic, Expert, Companion, Master и Immortal. Уровни персонажей, обитатели бестиария, заклинания, волшебные предметы, правила по исследованию местности — всё было поделено на уровни. В basic правила, например, описывали исследование подземелий, в expert — появлалось исследование дикой местности, знаменитый гекскроул, а правила по воздушным полётам или путешествиям в другие миры в следующих книгах. Автором BECMI был Фрэнк Ментцер.
Тут можно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы понять как обстояли дела в те годы. В IV расширении к OD&D в 1976-м году было прямо написано, что это последняя книга. Теперь игра целостная, в неё есть всё, что надо. И больше новых книг не будет. Всё. Через год выходит «синяя коробка».
С другой стороны к 1985-му году TSR – это уже серьёзное издательство. Этот год стал для фирмы во многом ключевым. Именно в 85-м году было введено корпоративное правило «не играть на работе». Вполне себе рисует картину эпохи. Что забавно в том же году для AD&D была выпущена книга Unearthed Arcana у которой был фейковый список плейтестеров, так как издаваться было надо, а времени на тесты менеджеры не давали. В этом гораздо позже признавался сам Гигакс.
Итак, к началу 90-ых годов «базовая D&D» имела непрерывную шестнадцатилетнюю традицию правил. В отличие от «продвинутой D&D», которая и возникла позже, и различия между и первой и второй редакцией были просто огромными.
Оборот у TSR упал, а другие настольные ролевые игры стали мощнейшими конкурентами. В издательстве поняли, что ставку надо делать на что-то одно. И чаша весов, к сожалению, качнулась в пользу AD&D. Упомянутая Unearthed Arcana, а также Oriental Adventures показывали хорошие продажи. BD&D на этом фоне выглядела зажившимся дедулькой, которому уже пора бы.
В 1985-м году завершилось издание всей запланированной линейки BECMI, книгой Immortal. Приключения с кодом B, предназначенные для новичков, были завершены в 1989-м году далеко не триумфальными «King's Festval» и «Queen's Harvest». Очень популярная линейка книг для BD&D с атласами или же «газетирами», описывающими безо всякой лишней воды, мир Мистары он же «известный мир» также шла по пути самоповторов и страдала от отсутствия свежих идей.
Авторы всё ещё трудились и неплохими были издаваемые для BD&D в начале 90-ых годов приключения линеек DDA и HW для сеттингов Мистары и Полого мира соответственно. Но всем уже было понятно, что слава BD&D и «того самого» D&D прошла.
В 1991-м году TSR сделали попытку дать BD&D второе дыхание, издав, так называемую, «чёрную коробку». Сейчас забавно об этом говорить, но тогда она называлась ПЯТОЙ РЕДАКЦИЕЙ D&D каковой фактически и была. Подзаголовок гласил «новая лёгкая для ведущего игра Подземелья и Драконы». Именно на простоту изучения TSR и напирали в рекламе, так и писали: «по-настоящему БАЗОВАЯ игра».
Продажи «чёрной коробки» были невероятными. Сообщают о полумиллионе копий по всему миру. Но TSR продолжали прыжки по граблям — игра всё ещё была ограничена в уровне. Пусть не третий, но пятый уровень был последним, но игрокам предлагалось либо мигрировать на AD&D, либо искать книги одной из более ранних редакций.
И это при том, что со стороны игроков поступали постоянные жалобы на то, что в пяти книгах BECMI (чуть меньше четырёхсот страниц) трудно найти нужное заклинание или монстра. И, наконец, TSR пришли к решению компиляции всего под одной обложкой. Так и появилась Rules Cyclopedia и именно её предлагалось использовать игрокам «black box», когда они поднимутся выше пятого уровня.
По иронии судьбы, именно такой подход планировал Гэри Гигакс для редакции Холмса ещё в 1977-м году. Должна была быть «синяя коробка» для всех и книги правил AD&D и BD&D. Причём первой отводилась роль турнирной игры, а второй — домашней.
По сути дела Rules Cyclopedia — это структурированный, компилированный и дополненный пересказ правил BECMI за исключением I. Также в книгу включены монстры из «Creature Catalog» 1986-го года, правила по умениям и некоторые другие правила всплывавшие в «атласах». Правила из книги Immortal не были включены, однако описание того кто такие бессметные, включая упоминание, что персонажи игроков могут стать ими — было. Также, по неясной причине, были убраны правила об артефактах и рыцарских турнирах.
TSR везде и повсюду настаивали, что RC — не для новичков и чуть ли не отговаривали людей от покупки. Видимо боялись жалоб. Хотя, наряду с «чёрной коробкой» книга показала хорошие продажи. В RC был включён и сеттинг — хотя текст «газетиров» не был переписан полностью, но цветные карты (в том числе карты полого мира) и сведения о вселенной Мистары присутствуют в книге.
Продажи «чёрной коробки» и RC пытались удержать на уровне выпустив модуль для новичков «громовой разлом» - Thunder Rift, задававший новый сеттинг, который в итоге остался практически неизвестен. Также TSR выпустили таки книгу «Гнев Бессмертных», содержавшую правила по игре самыми высокими уровнями.
Но на этом всё. «Чёрная коробка» была перевыпущена в 1994-м году под названием «Classic D&D» и на этой публикации D&D после двадцати лет своего существования, наконец, умерла.
Автором Rules Cyclopedia стал Аарон Оллстон, который занимался настольными ролевыми играми с 1983-го года, но не работал на TSR до этого. Придя в компанию, однако, он быстро стал одним из основных авторов для BD&D. RC, «Гнев бессмертных» и Hollow World Campaign Setting – его книги и это одни из крупнейших релизов TSR вообще.
Иван, а вы будете делать подробный обзор на BECMI? Начал читать B, и пока это лучшая книга для введения в днд, что я читал. В русском сегменте вообще нет нормальных обзоров этой редакции.
ОтветитьУдалитьУже есть:
УдалитьЧасть 1 - Basic https://telegra.ph/Obzor-DD-BECMI--chast-pervaya-Basic-Rules-Set-1-06-02
Часть 2 - Expert https://telegra.ph/Obzor-DD-BECMI--Set-2-Expert-Rules-06-04
Часть 3 - Companion https://telegra.ph/Obzor-DD-BECMI--Set-3-Companion-Rules-06-05
Часть 4 - Master https://telegra.ph/Obzor-DD-BECMI--Set-4-Master-Rules-06-21
Часть 5 - Immortal https://telegra.ph/Obzor-DD-BECMI--Set-5-Immortal-Rules-07-19
Спасибо.
УдалитьДобрый день! А были ли попытки перевода BECMI или его частей на русский язык?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Насколько мне известно таких попыток не было.
Удалить