"Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних.
Об этом нельзя забывать, товарищи,
ни на одну минуту",
И. Сталин
Об этом нельзя забывать, товарищи,
ни на одну минуту",
И. Сталин
Англичане народ вообще весёлый. Как-то читал сочинение Владимира Львовича Бурцева, которое он написал по мотивам своего сидения в английской тюрьме. Порядочки там, конечно, были суровые в конце XIX века. Дают две книги чтобы не скучал: Ветхий и Новый Заветы (обложки в ту же полосочку, что и арестантские робы), обращаются исключительно по номеру, а также всякие другие милые вещи. Например, матрас в одиночной камере находится весь день, перед сном его забирают, чтобы матрас оставили на ночь - это надо заслужить дисциплинированным поведением.
Я намеренно описываю тут все жёсткие ужасы, чтобы настроиться на хардкорный метафизический топик следующего разговора о Вархаммере. Владимир Львович, по прозвищу "Шерлок Холмс русской революции" попал в английскую тюрьму не просто так. В 1897-м году он издал прямо в Лондоне журнал "Народоволец". Английская власть терпеть не стала - сей сборник мог смутить умы и сердца подданных короля, и попал Бурцев в тюрьму на 18 месяцев.
Даже если в каком-то фэнтезийном сеттинге присутствует Инквизиция, декларируется существование внутреннего врага, который пытается уничтожить человечество (или более широко - уничтожить все добрые силы в сеттинге), то обычно (часто, всегда) выраженного подлинно внутреннего противостояния там всё-таки нет. Просто внешний враг превращается из "орков" в нечто более обскурное (доппельгангеров, например) и меняет место проживания с границ цивилизованного мира на потаёные локации внутри оного.
Не то Вархаммер. Конфликт между единичным человеком и людьми присутствует в сеттинге в полной мере и строит вокруг себя всё что связано с темой внутреннего врага и распада.
Главный враг, Хаос, во вселенной представлен таким образом, что он переманивает на свою сторону людей, активно используя их надежды, страхи и инстинкты. Хаос сам по себе обещает даровать свободу: от дворянина-хозяина, от офицера-зверя, даже от закостенелых догм кодекса чести. Хорн пытается найти того, кто уже не может удержать свою ярость или того кто хотел бы дать волю своей врождённой жажде крови, а иногда и того кто превыше всего ставит боевую удаль и отвагу. Нургль играет на более тонком поле отчаяния, страха перед смертью и распадом. Тзинтч эксплуатирует тягу к знаниям, стремление к трансцендентному. Наконец, Слаанеш использует старую добрую похоть, но которая тем лучше работает, чем сильнее мы понимаем, что везде где есть люди есть и сексуальная жизнь.
Кто-то трясётся в страхе перед приближающейся чумой - к нему придёт Нургль с заманчивым предложением как не погибнуть в сердце эпидемии. Хаос всегда найдёт уязвимое место - если даже человек ничего не боится, то он наверняка желает чего-то всей душой.
Армии людей, открыто поклоняющиеся богам Хаоса стоят на границе цивилизованного мира, готовые ударить в любой момент. Империя людей всегда держится в напряжённом ожидании этого удара, часто забывая что истинная угроза находится внутри. Но и внутренняя угроза находит своё олицетворение в виде прямой опасности - по лесам таятся банды мутантов и зверолюдей, пополняемые рядами тех, кто отдался на волю Хаоса настолько, что признаки этого явно проявились в изменениях его тела. мутанты бегут из городов, присоединяясь к нарастающей внутри армии врагов. Под городами живут кланы скавенов, соседствующие с людьми и плетущие сети интриг, дабы ослабить поселения Империи перед ударом.
Я не зря начал с примера, окаймляющего грозные события конца XIX - начала XX века. Я бы сравнил Империю Вархаммера с тем как чувствовали себя и выглядели европейские монархии того периода. Речь идёт, естественно, не о зверолюдях. Но представьте себе напряжение и накопившиеся друг к другу претензии, готовые разразиться кровавым замесом по тысячекилометровой границе. Всё это сдобрено мощными социалистическими и другими радикальными движениями внутри самих стран, которые не могут не рассматриваться правительствами как внутренний враг в условиях предвоенного положения.
Отсюда и жёсткие порядочки в английских тюрьмах, а также готовность посадить в такую тюрьму человека после "всего лишь" издания журнала. Австрийская и немецкая полиции, французская жандармерия и российская охранка - не выделялись на фоне англичан особым гуманизмом (хотя как сказать).
В любом случае, на мой взгляд, это хорошая аналогия. Чувство, что вокруг постоянно скрываются враги: шпионы, диверсанты, вербовщики и другие - постоянно наполняет социальную атмосферу Империи. Недоверие и напряжение буквально разлиты в воздухе. В Вархаммере всё это доведено до предела - агенты охранки становятся охотниками на ведьм, разбивающими о стену дома голову младенца, родившегося со сросшимися пальцами. Барочные, гротескные формы обретает и недоверие простого народа к власти. Появившуюся сыпь стараются скрыть слоями одежды, страх быть пойманным заставляет обратиться к тёмным силам для защиты и вот уже служитель Хаоса появился из-за боязни перед теми, кто должен этому Хаосу противостоять.
Итак, второй способ "англификации" фэнтези: создание чувства всепроникающей, вездесущей угрозы. Она должна быть настолько сильной, что способна погубить и уничтожить всё. Но в то же время быть достаточно привлекательной, чтобы вербовка новых служителей не была подобна укусам зомби во время зомби-апокалипсиса. Если говорить о НРИ, игроки должны чувствовать, что им постоянно необходимо следить за поведением своих персонажей, чтобы один неправильный шаг не привёл их на сторону врага. С другой стороны, новый послушник Хаоса в Вархаммере не становится безмозглым исполнителем (иногда - становится, но это отдельный разговор), а сохраняет свой разум и волю, но взгляд на вещи и устремления становятся совсем иными или даже, по-философски, Другими.
Я намеренно описываю тут все жёсткие ужасы, чтобы настроиться на хардкорный метафизический топик следующего разговора о Вархаммере. Владимир Львович, по прозвищу "Шерлок Холмс русской революции" попал в английскую тюрьму не просто так. В 1897-м году он издал прямо в Лондоне журнал "Народоволец". Английская власть терпеть не стала - сей сборник мог смутить умы и сердца подданных короля, и попал Бурцев в тюрьму на 18 месяцев.
Даже если в каком-то фэнтезийном сеттинге присутствует Инквизиция, декларируется существование внутреннего врага, который пытается уничтожить человечество (или более широко - уничтожить все добрые силы в сеттинге), то обычно (часто, всегда) выраженного подлинно внутреннего противостояния там всё-таки нет. Просто внешний враг превращается из "орков" в нечто более обскурное (доппельгангеров, например) и меняет место проживания с границ цивилизованного мира на потаёные локации внутри оного.
Не то Вархаммер. Конфликт между единичным человеком и людьми присутствует в сеттинге в полной мере и строит вокруг себя всё что связано с темой внутреннего врага и распада.
Главный враг, Хаос, во вселенной представлен таким образом, что он переманивает на свою сторону людей, активно используя их надежды, страхи и инстинкты. Хаос сам по себе обещает даровать свободу: от дворянина-хозяина, от офицера-зверя, даже от закостенелых догм кодекса чести. Хорн пытается найти того, кто уже не может удержать свою ярость или того кто хотел бы дать волю своей врождённой жажде крови, а иногда и того кто превыше всего ставит боевую удаль и отвагу. Нургль играет на более тонком поле отчаяния, страха перед смертью и распадом. Тзинтч эксплуатирует тягу к знаниям, стремление к трансцендентному. Наконец, Слаанеш использует старую добрую похоть, но которая тем лучше работает, чем сильнее мы понимаем, что везде где есть люди есть и сексуальная жизнь.
Кто-то трясётся в страхе перед приближающейся чумой - к нему придёт Нургль с заманчивым предложением как не погибнуть в сердце эпидемии. Хаос всегда найдёт уязвимое место - если даже человек ничего не боится, то он наверняка желает чего-то всей душой.
Армии людей, открыто поклоняющиеся богам Хаоса стоят на границе цивилизованного мира, готовые ударить в любой момент. Империя людей всегда держится в напряжённом ожидании этого удара, часто забывая что истинная угроза находится внутри. Но и внутренняя угроза находит своё олицетворение в виде прямой опасности - по лесам таятся банды мутантов и зверолюдей, пополняемые рядами тех, кто отдался на волю Хаоса настолько, что признаки этого явно проявились в изменениях его тела. мутанты бегут из городов, присоединяясь к нарастающей внутри армии врагов. Под городами живут кланы скавенов, соседствующие с людьми и плетущие сети интриг, дабы ослабить поселения Империи перед ударом.
Я не зря начал с примера, окаймляющего грозные события конца XIX - начала XX века. Я бы сравнил Империю Вархаммера с тем как чувствовали себя и выглядели европейские монархии того периода. Речь идёт, естественно, не о зверолюдях. Но представьте себе напряжение и накопившиеся друг к другу претензии, готовые разразиться кровавым замесом по тысячекилометровой границе. Всё это сдобрено мощными социалистическими и другими радикальными движениями внутри самих стран, которые не могут не рассматриваться правительствами как внутренний враг в условиях предвоенного положения.
Отсюда и жёсткие порядочки в английских тюрьмах, а также готовность посадить в такую тюрьму человека после "всего лишь" издания журнала. Австрийская и немецкая полиции, французская жандармерия и российская охранка - не выделялись на фоне англичан особым гуманизмом (хотя как сказать).
В любом случае, на мой взгляд, это хорошая аналогия. Чувство, что вокруг постоянно скрываются враги: шпионы, диверсанты, вербовщики и другие - постоянно наполняет социальную атмосферу Империи. Недоверие и напряжение буквально разлиты в воздухе. В Вархаммере всё это доведено до предела - агенты охранки становятся охотниками на ведьм, разбивающими о стену дома голову младенца, родившегося со сросшимися пальцами. Барочные, гротескные формы обретает и недоверие простого народа к власти. Появившуюся сыпь стараются скрыть слоями одежды, страх быть пойманным заставляет обратиться к тёмным силам для защиты и вот уже служитель Хаоса появился из-за боязни перед теми, кто должен этому Хаосу противостоять.
Итак, второй способ "англификации" фэнтези: создание чувства всепроникающей, вездесущей угрозы. Она должна быть настолько сильной, что способна погубить и уничтожить всё. Но в то же время быть достаточно привлекательной, чтобы вербовка новых служителей не была подобна укусам зомби во время зомби-апокалипсиса. Если говорить о НРИ, игроки должны чувствовать, что им постоянно необходимо следить за поведением своих персонажей, чтобы один неправильный шаг не привёл их на сторону врага. С другой стороны, новый послушник Хаоса в Вархаммере не становится безмозглым исполнителем (иногда - становится, но это отдельный разговор), а сохраняет свой разум и волю, но взгляд на вещи и устремления становятся совсем иными или даже, по-философски, Другими.
Достаточно интересный взгляд. Приятно почитать и еще приятней предложить этот путь интересным игрокам)
ОтветитьУдалитьА вот за "Хорна" можно и партбилет на стол положить!
ОтветитьУдалить