4 янв. 2018 г.

Чё, мать вашу, за "гонзо игры", а?

Перевод поста из блога "The RPGPundit" - "Just What the Fuck is "Gonzo Gaming" Anyway?"

Пояснение: одна картинка в оригинальном посте уже недоступна, но есть ещё в России люди, которым дорого просвещение. Также часть отсылок русскоязычному читателю не скажут вообще ничего. Например, открывающий пост, персонаж из "The Muppet Show" - малыш Гонзо, детская версия известного на Западе персонажа. Как с этим быть я не знаю, была мысль более полной локализации, но я не довёл её до конца, так что перевожу как есть. Я постарался сохранить смысл в полном объёме, равно как и передать драматические повороты мысли Пундита и его стиль.

Чё, мать вашу, за "гонзо игры", а?

На этот вопрос, думаю, уже надо ответить, тем более что недавно спрашивали.

Сейчас видим, что термин "гонзо" стал довольно-таки популярным. До такой степени, что люди легко говорят что их НРИ это гонзо, но оно не гонзо. Обратите внимание, что просто существование магии в игровом мире не делает его гонзо - это будет просто фэнтези-НРИ.

А что же такое гонзо?

Во-первых, вот это НЕ гонзо:


Несерьёзная шутливость в этом персонаже относится к гонзо в той же степени, в какой плюшевые Ктулху относятся к лавкрафтианскому ужасу.

Гонзо это не что-то милое, привлекательное или безопасное. Гонзо из "Muppet Show" был гонзо около двух секунд - в момент появления перед зрителем, а затем он и остальные персонажи разбазарили свой потенциал, чтобы стать стерильным и беззубым развлечением для детей и душевнобольных.
ВОТ настоящее гонзо:


Возможно это лучший американский роман XX века, если не читали, то стоит. Зато потом не придётся спрашивать "Что такое гонзо?"

Фильм не так хорош как книга, но он всё же достаточно хорош.
Так что если вы ленивый полуграмотный кретин,
чтобы читать, в общем-то небольшую книгу,
то можете глянуть фильм.

Итак, гонзо в НРИ следует понимать близко к его оригинальному значению - это лихой вид трансреализма (магического реализма на спидах). То есть это НЕ лёгкая драпировка повествования украшениями, но, своего рода, гипербола - обыденность преувеличивается до экстремально абсурдных крайностей. История описанная в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе" произошла на самом деле, но она рассказана так, что события приобретают фактически сюрреалистические и магические качества.

Но это не просто нагромождение случайных странностей. Всё происходящее должно иметь внутренний смысл, даже если в результате мы будем получать нечто абсолютно ненормальное.

Я могу объяснить ещё лучше?

Окей, берусь утверждать, что "Остаться в живых" - это "плохое гонзо", так как даже с его претензиями на смысловое наполнение, у него фактически никогда не было более общей метафоры происходящего. Всё "сюрреалистическое", что происходило в сериале происходило ради самого сюрреализма и в конечном итоге ни к чему не приводило. Любой медиаконтент, где происходит всякая загадочная херня просто потому что может происходить - это не гонзо (в лучшем случае это дадаизм).

На другом конце спектра у нас "Время приключений", которое являет яркий пример ВЕЛИКОЛЕПНОГО гонзо. Мультсериал по-настоящему сумасшедший, но происходящие в нём события имеют смысл (постепенно перед вашим взором встают горизонты внутренне непротиворечивого целостного мира, в котором живут и действуют герои). При этом какой-то претенциозности в сериале нет вообще. Да, я в курсе, что сначала я написал, что гонзо не должно быть милым, но когда речь заходит о "Времени приключений", многие если не все весьма умиляются. Но, во-первых, умилительность там на заднем плане - первое что мы видим это дикая ненормальность происходящего на экране. Во-вторых, оно ни в коем случае не оставляет ощущения безопасности - это подрывной мультфильм. Кроме того основная часть основных персонажей довольно-таки часто ведут себя как мудаки, что ещё более здорово - это просто очевидно для зрителя, в то время как ни прямо ни косвенно в сериале об этом не говорится.

Если возвращаться к НРИ, то разница между плохим и хорошим гонзо заключается в том, что плохое порождает тотально бессистемный и бессмысленный мир, а дизайнер этим очень гордится. Автор также может набросать всё по абсолютно случайным таблицам, получив таким образом сеттинг без особых напрягов. Часто даже попыток связать всё воедино не предпринимается. Автор может ссылаться на сверхсекретный смысл всего, который не подлежит обсуждению. Это похоже на жонглирование невнятными кусками сеттинга под крики "Смотрите! Это гонзо! Гонзо!!!" Но этого явно недостаточно, чтобы действительно получить гонзо.

Хороший гонзо-сеттинг может быть полностью сумасшедшим, странным и крезанутым, но если забуриться, то всегда можно сказать, что "вот это вот крезанулось из-за А и Б, а вот это из-за В и Г". Разумеется место есть для всего: смешения стилей, диких анахронизмов, намёков на наркокультуру или представление обыденности в необычном свете. Но главное, что определяет идею - это ощущение "магических преувеличений". Кратко всё это можно уместить в знаменитую цитату Хантера С. Томпсона: "Когда всё вокруг становится максимально невменяемым, невменяемые поднимают планку ещё выше".

Ну вот вам уместное гонзо в НРИ:


Очевидно, что я с лёгкостью скажу, что моя кампания по DCC - гонзо. А вот другой вопрос - "Стрелы Индры". Сеттинг эпичен, мистичен, высокомагичен. Потрясный? Да. Гонзо? Нет.

Также и "Владыки Олимпа" чьи мультивселенная и способы работы волшебства могли бы лечь в основу того, что могло бы стать хорошим гонзо.

Попробуем пожёстче:

А может быть вот самая гонзо-вещь в D&D из всех:

Как раз это изображение уже отсутствует
в оригинальном посте. Но в комментариях Дмитрий Герасимов
любезно раскрыл для нас сию загадку.

А вот не гонзо, а просто фарс:


Важно отметить: в гонзо можно посмеяться, но это не фиглярство. На картинке выше все понимают, что они персонажи комедии, что идёт вразрез с концептуальной серьёзностью гонзо. "Страх и ненависть" - увлекательное чтение, и именно потому что поверить в творящееся там безумие невозможно, а не потому что одна несерьёзная смешная сцена сменяет другу.

Что ж, на сегодня урок окончен. Идите почитайте "Страх и ненависть" - он никогда не будет описанием того как журналист приехал освещать мотогонку в Лас-Вегасе. Пусть это изменит ваше представление о том как вести свои игры.

8 комментариев:

  1. Там была обложка S3. ;)

    Олсо, подпись перед предыдущей картинкой скорее переводится как "Тут ребята, пожалуй, перестарались".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо за уточнения!

      Удалить
    2. На здоровье!

      И кста, в оригинале в последнем абзаце скорее имеется в виду: "...и никакой другой роман о репортёре, освещающем мотогонку в Лас-Вегасе, не окажет такого влияния на ваше представление о том, как водить настольные ролевые игры".

      Удалить
    3. Адово трудно далось мне даже то, что я написал. Большущее спасибо за уточнение.

      Удалить
  2. Гонзо игры напоминают анекдоты про наркоманов - никакой особой психоделии в них нет. Побольше всякого такого пурпурного, грибы, ктулху, летающие тарелки, бластеры, лазерные мечи, супер-научный it's magic, насекомыши, подробные описания кровавых ритуалов и прочая такая "аццкая сотона для взрослых" по вкусу, чтоб всех затролить , всё. Гонзо готово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд как раз такому взгляду на гонзо оппонирует этот текст.

      Удалить
    2. Вроде бы да, но при этом в самой статье полно примеров именно жанрового борща, приправленного глуповатыми шутками - и это подавляющее большинство "гонзо" модулей, а в качестве единственного источника некоего "правильного" гонзо приводится книга Хантера Томпсона. Его конечно нельзя было не упомянуть, но я вот затрудняюсь провести параллели между гонзо журналистикой и странным днд. Плюс мультфильм, я честно посмотрел одну серию и не понял что в нём особенного, есть намного более упоротые варианты, если в этом вся суть.

      Но, если вспомнить, что изначально магия в d&d - это супер наука из книг Джека Вэнса, и немного сместить своё восприятие самого что ни на есть обычно-привычного-d&d-как-у-Толкиена в сторону научного фэнтэзи на руинах сверхразвитой цивилизации, то всё получится весьма странным и без добавления привычных элементов упоротости вроде фиолетовых щупальц изо всех отверстий и кислотных наркомансеров каннибалов.

      Удалить
    3. Всегда казалось, что "адская сотона для взрослых" - это скорее вирдятина...
      А на счет Времени Приключений, то он в первых сериях очень непонятный. Но потом он начинает обрятать целостность. Хотя менее наркоманским не становится.

      Удалить