10 июл. 2019 г.

150

Это сто пятидесятый пост в блоге. Сто пятьдесят?! Мне казалось я написал штук пятьсот — шестьсот!

Как бы я ни приучал себя к краткости (раз, два, три) — всё равно страдаю поистине руссоистской графоманией. Вот и сейчас в нашем Discord-сервере делаем таблицу на сотню СТРАННЕНЬКИХ энкаунтеров — я там не могу перестать писать МНОГО.

Меня такая ситуация смущает. Да, я часто говорю, что простота — хуже воровства. Но цель этих длинных свитков и «душных портянок текста» (по чьему-то меткому замечанию) состоит в том, чтобы нащупать именно элегантные, лёгкие инструменты.

Данное рассуждение должно послужить мне назиданием. Поэтому я взял один из своих тетрадных текстов, уселся с ним в медный таз и загрохотал навстречу краткости вниз по эскалатору. И вот, что я понял.

Ничего не надо объяснять


С тех пор как существует ToAD надо перестать делать и продавать сеттинги. У людей уже всё есть. Если кто-то захочет узнать что такое «Хора» или почему в округе начали оживать каменные статуи — пусть сам думает. В вашем тексте должны быть интерфейсы для фантазии, а не ответы на все вопросы.

«Вы видите рыцаря в мятых и ржавых доспехах, но его шлем — вершина стиля. Это натурально кастрюля. Там есть отверстия для дыхания и прорезь для глаз. Но на этом всё. Это именно кастрюля с ручками. Правда с подшлемником и подгоном для головы — всё отлично».

Ну и тут вам хочется написать, что есть такой орден рыцарей или это сумасшедший рыцарь по таким-то обстоятельствам. Не надо. Пусть сами думают.

Большая молярность


Я люблю детали. Если персонажи идут куда-то утром, то я упорно каждый раз говорю про «капли росы на листьях». Многих уже подташнивает.

Надо забить. Нужна — одна деталь. Чтобы её концентрация на долю общего текстика была весьма велика. Если выкинуть всё лишнее, можно не только получить краткий и удобный к игровому использованию текст, но из выкинутых собрать ещё полдесятка комнат/локаций/столкновений.

Я осознал, что Р. Чандлер в «Плохом мирмидоне» живёт именно таким образом. Нужно учиться у великих.

Причём принцип можно использовать фрактально. Если у вас храм Бога-лягушки, то на уровне идеи не надо добавлять деталей кроме этой. На уровне описания комнат крутитесь вокруг этой детали, на уровне описания чудовищ тоже, а также на уровне описания сокровищ.

Вот в «Семенах Неземных Наслаждений» такой идеей стала главная богиня. И автор всё завернул таким образом, что ничего этой идее не мешает, нет нагромождения деталей. Даже враги этой богини поддерживают идею самой богини.

Мастерство восполнения


Нужно чтобы ведущий не переживал и не нервничал по поводу недостатка деталей. Невроз о том, что будет сказано на игре должен быть снят.

«На стене углем выведена какая-то надпись на неизвестном языке, несмотря на то, что вы не можете её понять, кажется она не дописана».

А потом игрок кастует заклинание, позволяющее читать на всех языках. Ведущий не знает, что за язык, не знает что за надпись. И, закатив глаза, говорит:

«Бумагу в сортир не броса...»

А потом из этого можно вывести метафизическое приключение о путешествии внутрь себя. Тут стоит позволить себе микроперерывы (актуально для тех кто водит за столом) для ведения заметок. Ну и, конечно, эти заметки потом надо систематизировать.

Тут ещё есть трюк. Переложить восполнение на плечи игроков. «Хорошо, заклинание удалось. И что же там написано? Расскажи нам». Но использовать его или нет — решать вам.

Злая причинность питается деталями


Чем более фантастический факт всплывает во внутриигровом мире, тем больше нам может потребоваться деталей и объяснений.

«Этот портал переносит персонажа на палубу приёмки на лунной базе инопланетян».

Что за база? Как работает портал? Живы ли инопланетяне? Работает ли портал в обе стороны? Есть ситуации, когда нам потребуется восполнение; есть ситуации, когда нам всё же потребуется что-то описать при подготовке; есть ситуации, когда причинность не нужно кормить.

В данном случае уже догадались на какой вопрос можно забить? «Что? Как работает портал? Блин, он спрашивает работает портал. А тебя волнует как работает портал?!»

Однако, принцип работы портала может стать основой для игры и вот тогда, и только тогда, можно вернуться к этому вопросу.

Уроборос OSR


Знаете в чём странность? Я заметил, что люди в OSR любят делать подземелья, гекскроулы и таблицы энкаунтеров. Получается, что люди, которые любят делать всё это — делают это для людей, которые тоже любят всё это делать.

Сапожники массово шьют сапоги для сапожников. Это здорово, как по мне.

4 комментария:

  1. Можно подробнее про микроперерывы, пожалуйста?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто позволяй себе переставать говорить после некоей логической запятой и зафиксировать письменно всю нужную информацию. Предупреди игроков, что так будет. Пусть используют это время с пользой.

      Удалить
  2. Шо? Передача нарративных прав в моём уютненьком оэсэрии????!!!!11111адынадын [яростно грызёт край стола]
    На самом деле, конечно, этот подход с недосказанностью, он прикольный, но работает не для всех игроков, как и в других медиа, вроде книг и синематографа. Так что перед применением аккуратно примеряйте его к своей группе.

    ОтветитьУдалить
  3. Меня вводят в заблуждение и отвлекают слишком подробные описания. Поскольку я как игрок не могу видеть игровой мир напрямую, внимание мне заменяют описания мастера, а точнее то, что в его описаниях является фоном и чему уделяется особое внимание. В этом смысле очень подробные описания невыносимо красивых пейзажей в ходе гекскраула аналогичны попытке добраться на работу пешком, при этом разглядывая малейшую трещинку на асфальте - это несущественные детали, которые мозг игнорирует, выделяя из поля зрения только самое основное для текущей задачи - ориентиры.

    Подробно описывать фон необходимости нет, поскольку во-первых его функция не в том, чтобы быть подробным, иначе он превращается в шум из несущественных для игрового процесса деталей. Во-вторых это бессмысленно, поскольку подсознание игрока само дорисует элементы фона своими проекциями, если кратко задать ему вектор. Закат солнца над морем видел? Вот точно такой же, только зелёный.

    ОтветитьУдалить