29 сент. 2017 г.

B/X Companion от RBG, обзор

Одним из краеугольных камней на которых стоит этот блог, является пост с краткой историей редакций D&D. Когда кто-то хочет узнать эту самую историю или разобраться в ней, но английскую "Википедию" читать не хочет - можно отправлять на это сообщение.

Также, когда я говорю об OSR, я ссылаюсь не на "определение понятия", а на вот этот пост о ретро-клонах. Ибо вообще всё движение OSR выросло вокруг них и сам акроним "OSR" - это такой OSRIC "сбросивший хвост". В этом же посте я упоминаю почему вообще возникли ретро-клоны.

Однако, Мэтью Финч в своём нашумевшем "Букваре по старым традициям" пишет следующее: "Правила S&W написаны чётче и современнее, чем у OD&D. Можете использовать мою игру как "мост", чтобы понять что к чему, а потом перейти к OD&D, так как её правила намного глубже и более художественны". Я с ним абсолютно согласен. То же самое касается и B/X - все ретро-клоны B/X, даже очень-очень хорошие, делают возможным легальный выпуск книг для них, имеют удобную вёрстку и смысловое оформление, но до слога Молдвея, Кука и Марша не дотягивают. Поэтому играть не по ретро-клонам продолжают и сейчас и это можно понять. Я не уверен, что если бы свои первые игры в духе "старой школы" я проводил по LL, а не по B/X, я бы понял смысл жизни.

Концепция "третьей книги" к моменту выхода B/X была уже ясна создателям игры в полном объёме ("расширения" имелись в OD&D и были хороши). И даже были планы по её выпуску. Однако "Companion" вышел только для BECMI, но для фанатов B/X остался несбыточной мечтой. Как известно "Империя жива пока живы её последние солдаты", а они ещё, о-хо-хо, и не думают умирать. Поэтому фанатских "компаньонов" было выпущено достаточно.

Об одном из них (который стоит неприлично больших денег, а сейчас продаётся со скидкой) я и хочу рассказать.


Первое, что бросается в глаза при прочтении - нереальная умственная и стилистическая аккуратность автора. Книга могла быть написана в 80-ых. Я не знаю сколько усилий приложил Джонатан Бэкер для достижения такого эффекта, но это 100% "компаньон" для B/X. Обложка и внутреннее оформление, кстати, только усиливает это ощущение.

Я читал несколько фанатских "компаньонов" для B/X и далеко не все правила, которые выбрал автор этого воплощения мне нравятся. Но все вместе они образуют логичное и целостное сочетание, которое делает этот набор правил - лучшим. Но не только.

В этой книге индоктринируется много совершенно нового материала: волшебные предметы, монстры, заклинания. Часть, конечно, автор "передирает" из других веток D&D и из первой редакции AD&D. Но только малую часть. Именно поэтому я посчитал этот обзор необходимым: в этой книге есть много такого, что можно вставить в свои игры даже если вы давно играете в OSR-совместимые игры. Действительно оригинальные идеи.

Кроме того, правила по массовым сражениям и управлению королевством в этом "компаньоне" лучше, проще и понятнее, чем аналогичные в BECMI. И вот тут волшебный подарок: несмотря на некоторые расхождения в таблицах атаки и спасбросков, эта книга в целом совместима с Labyrinth Lord (а значит совместима с OSR-работами в принципе). Для меня это стало настоящим подарком, скажу честно.

И, напоследок, размышление о "D&D, которое мы потеряли". По прочтении я был очень и очень впечатлён, что "компаньон" не стал пересказом и захоумруливанием в сторону B/X такового из BECMI. Автор предлагает альтернативный ментцеровскому взгляд на то куда могла развиваться игра D&D на высоких уровнях.

Я берусь утверждать, что подход о движении к бессмертию, к полубожественному и божественному состоянию, инсталлированный в BECMI и в Rules Cyclopedia, был принят WotC в дизайне 3/3.5. B/X Companion же показывает нам движение к безусловно героическому уровню развития персонажей, но имеющему масштаб всё же вполне человеческий. Лорды, короли, крупные специалисты в поклонении богам - вот кто герои этого "компаньона". Я не убеждён, что командой B/X это подразумевалось, но, по некоторым признакам можно судить, что Молдвей не видел в героях приключений будущих полубогов.

Вышесказанное - важная ценность обозреваемой книги. Она даёт правила и представления о том как управляться с такими персонажами и таким подходом к игре.

Собственно, я всё сказал. Книгу надо брать и читать. Сомнительно, что я когда-нибудь доберусь до игр по B/X вновь, но вместе с Labyrinth Lord я буду использовать её обязательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий