Есть такая компьютерная игра - Rimworld. Она мне очень нравится. В неё можно играть без какой-либо цели, просто жить, развиваться, отправлять караваны (и даже грабить оные). Собственно, Тайнан Сильвестр, автор игры, так и говорит: "Генератор захватывающих историй" написано на экране после запуска.
Но в Rimworld можно и "выиграть". Построить ракету и улететь с планеты. Да, в самом начале там оказываешься на чужой дикой планете. Любые космические перелёты, по условиям игры, требуют погружения в криптосон. После запуска, финальные титры говорят о том, что ИИ, управляющий кораблём, будет вести его через Космос несколько столетий или тысячелетий. А может найдёт какую-нибудь малопригодную планетку и вообще нырнёт под лёд, где пролежит эон-другой, пока вас не найдут другие колонисты будущих поколений.
Сеттинг Rimworld представляет собой фантастику без FTL.
Сама игра всплыла в блоге потому, что ей я заинтересовался, когда исследовал rogue-like в контексте нашего хобби. Но думаю, что и её сеттинг может быть интересным, чтобы использовать его в наших играх.
Ниже я привожу свой перевод документа самого Тайнана Сильвестра о сеттинге игры. Оригинал можно найти здесь. Картинок там нет, но в свой перевод я навставляю всяких, чтобы читать было повеселее.
Но в Rimworld можно и "выиграть". Построить ракету и улететь с планеты. Да, в самом начале там оказываешься на чужой дикой планете. Любые космические перелёты, по условиям игры, требуют погружения в криптосон. После запуска, финальные титры говорят о том, что ИИ, управляющий кораблём, будет вести его через Космос несколько столетий или тысячелетий. А может найдёт какую-нибудь малопригодную планетку и вообще нырнёт под лёд, где пролежит эон-другой, пока вас не найдут другие колонисты будущих поколений.
Сеттинг Rimworld представляет собой фантастику без FTL.
Сама игра всплыла в блоге потому, что ей я заинтересовался, когда исследовал rogue-like в контексте нашего хобби. Но думаю, что и её сеттинг может быть интересным, чтобы использовать его в наших играх.
Ниже я привожу свой перевод документа самого Тайнана Сильвестра о сеттинге игры. Оригинал можно найти здесь. Картинок там нет, но в свой перевод я навставляю всяких, чтобы читать было повеселее.
Информирование после пробуждения из криптосна
Тип субъекта: восстановление здоровья, серединный мир, 2M+
Планета: Эвтерпа
Введение
Здравствуйте, <%USERNAME%>.
Вы поднялись из своего саркофага криптосна, очистились от слизи и теперь находитесь здесь, в тихой комнате. Вам предлагается изучить этот документ. Конечно у вас есть вопросы. Что происходит? Где я? Как долго я спал?
Для начала, у нас есть хорошие новости. Ваше смертельное заболевание, <%SUBJECTDISEASE%>, было полностью излечено. Поздравляем!
Но во всём остальном, вам предстоит принять очень сложную действительность. Наши исследования показывают, что большинство людей на вашем месте воспринимают информацию лучше, если у них есть время прочитать её и переварить в удобном для них темпе. Чтобы облегчить процесс, был создан этот документ. С его помощью вы познакомитесь с миром, в котором только что проснулись.
Закажите тёплый напиток на стенной панели, устройтесь поудобнее и знакомьтесь с ситуацией в таком темпе, который вам подходит. Вы долго спали. Многое изменилось, а многое - осталось прежним.
Основные положения
Лучшие специалисты Цеха истории считают, что человечество впервые покинуло свою родную планету Земля, около 3400 лет назад. С тех пор мы расселились по галактике серией длительных колонизационных волн. Инструментами нашей экспансии были: отправка колонизационных кораблей для заселения пограничных миров, робототехнические проекты по терраформированию, зонды синтезирующие ДНК.
Сегодня человечество рассеяно по области Галактики диаметром примерно 1200 световых лет. Лучшие модели подтверждают, что плотность населения растёт по мере приближения к центру этой области. Там заселение произошло раньше. На краю исследованного пространства лежат окраинные миры, существующие в изоляции или окружённые несколькими обитаемыми соседями. Часто не посещаемыми.
Мы разработали множество технологий, но несмотря на упорные усилия лучших умов и даже самых могущественных архотехов, людям так и не удалось заставить объекты двигаться быстрее скорости света.
Границы световой скорости отделяют нас друг от друга. В силу того, что время досветового перелёта между планетами очень большое, населённые миры, как правило, очень и очень отличаются друг от друга в социальном и технологическом смысле. Соседняя звёздная система может пережить катастрофу или разрушительную войну, но вы даже не узнаете об этом, пока через десяток лет до вас не дойдут новости. Если вам особенно не повезло - в это время вы будете на пути к одной из уничтоженных планет на корабле, который уже невозможно развернуть назад.
Попытки создать трансгалактические ресбулики и империи предпринимались. И некоторые даже удачно. Но лишь на какое-то время. В центральных мирах старая, стабильная культура может создать межзвёздное государство, включающее несколько систем. Но великих галактических империй, простирающихся через вселенную не существует. В старые времена по той же причине ни одно древнее государство Земли не занимало больше одной шестой части суши. Нельзя управлять людьми, которые отделены друг от друга годами расстояний даже для простого общения.
Всё это означает, что большинство людей никогда не путешествует между звёздами. А если и путешествуют, то один или два раза в жизни. Отправиться в такой полёт - значит оставить позади всю свою предыдущую жизнь. С осознанием, что к ней вы не вернётесь уже никогда. Даже если вы окажетесь дома через десятилетия, то время уже уйдёт вперёд. Таким образом, за редчайшим исключением, каждая звёздная система предоставлена сама себе.
Люди так никогда и не обнаружили внеземную жизнь. Но, из-за изменения и создания новых форм биологической жизни и искусственного интеллекта, вселенная полна существ, которые, по сути, являются чужими.
Планетарный прогресс и деградация
Огромные расстояния между звёздами делают отдельные миры уязвимыми для деградации.
В ваши времена, спустя пятьсот лет после промышленной революции, многие считали технологический прогресс закономерностью. Но это не так. Если пройдёт достаточно много времени, каждая планетарная культура столкнётся с природной катастрофой, пандемией, войной или социальным потрясением. Всё это способно отбросить развитие на тысячелетия назад. Или вообще изменить социум до неузнаваемости.
Многие из населённых миров застряли в междуусобицах на уровне средневековья. Они остаются зажаты в мальтузианских ограничениях на протяжении тысяч лет. Некоторым удаётся дойти до раннеиндустриального уровня, но затем следует неизбежный откат из-за идеологического отрицания прогресса, недостатка ресурсов или постоянных войн.
Атомная эпоха становится настоящей проверкой на прочность для любой планеты, дошедшей до неё. Около половины планетарных культур, отправляют себя обратно в каменный век ядерной войной. Обычно она начинается примерно через 50 лет после начала развития атомной энергетики. Вслед за этим этапом, наступает эпоха превращения биоинженерии, нанотехнологий, имплантов удовольствия, гексоячеистых батарей, полноценного ИИ в массовое явление. Каждая из этих вещей сама по себе способна привести к гибели тысяч людей.
Некоторые планеты сознательно отказываются сталкиваться с этими рисками. Изучив записи Цеха истории, всё большее число миров принимают решение остаться на уровне доядерных технологий. Некоторым из таких планет даже удаётся процветать в течение нескольких веков. Но даже такие луддистские потуги терпят неудачу, когда к власти приходить меньшинство, получившее в руки запретные технологии.
Типы миров
Можно приблизительно классифицировать миры следующим образом:
Специальные архотехнические технологии
Когда индивидуум разрабатывает нечто новое, он способен объяснить назначение и действие изобретения. По меньшей мере умные люди поймут. Но архотехи внедряют свои разработки, даже не пытаясь кому-то что-то объяснять. Да и не поймёт никто, наверное.
Нам удалось классифицировать технологии, которые появлялись неоднократно в связи с деятельностью архотехов. Они производили одни и те же эффекты, которые могли быть использованы или познаны, даже без понимания принципов действия.
- Мёртвые миры: Планеты, на которых не было людей. Они непригодны для жизни. Все планеты были такими, пока люди не начали работать с ними.
- Миры фауны: Планеты без людей. Либо все люди погибли, либо сюда прибыло терраформирующее оборудование, планета была заселена растениями и животными, а колонисты так и не прибыли.
- Средневековые миры: Похожи на Землю в период от Земледельческой до Промышленной революции. Социум организован по феодальным принципам или же здесь выстроена империя. Планеты могут находиться в таком состоянии тысячи лет.
- Паровые миры: Общества этих планет похожи на Землю XIX века. Такое состояние обычно кратковременно, так как носит промежуточный характер. Но в зависимости от культуры и политической структуры, миры могут сохранять такой статус какое-то время.
- Серединные миры: Планеты на которых изобретены самолёты, но межпланетные путешествия стоят дорого. Земля в XXI веке находилась в этом состоянии.
- Городские миры: Перенаселённые планеты, на которых доминируют города. Именно рост городов определил здесь социальное и техническое развитие. Такие миры переполнены, загрязнены и очень жестоки. Люди здесь очень бездушны по отношению к незнакомцам. Серединные миры часто переходят в это состояние, если не ограничивают рождаемость и идут по пути дисгеники.
- Сияющие миры: Наиболее технологически развитые общества людей. Такие миры очень защищены, а в них царит расцвет искусства, медицины, социальной свободы. Простым жителям этих планет не хватает закалки, они очень склонны доверять технологиям и людям.
- Окраинные миры: Планеты без центрального правительства с низкой плотностью населения. Как правило их уровень развития находится в пределах от индустриального уровня до каменного века. Поскольку социум таких миров не выравнивается воздействием центрального правительства, на них часто взаимодействуют между собой общества с разным уровнем культуры и технологии. Особенно, когда путешественники терпят над такой планетой крушение или представители древних обществ просыпаются в глубине своих хранилищ криптосна. Наиболее часто такие планеты встречаются на границах обитаемой части вселенной, отсюда и название.
- Отравленные миры: Миры, разрушенные загрязнением, ядерной или химической войной. Здесь можно жить под землёй, если есть достаточные для этого технологии.
- Стеклянные миры: Миры полностью уничтоженные высокотехнологичным оружием массового поражения. Их называют "гладкими", потому что их поверхность превратилась в "стекло" в результате расплавления пород. Само собой очень редко встречается ситуация при которой вся поверхность планеты доведена до такого уровня. На некоторых можно даже пройтись по улице и не умереть. Если недолго. Но постоянного населения, сложнее чем инфузории, на этих мирах нет.
- Трансцендентные миры: Это, скорее, гигантские компьютеры, чем планеты. Что происходит там - понять сложно. Многие учёные полагают, что такие миры - результат ситуации, при которой суверенный архотех принимает решение подчинить себе целую планету. Подробнее об этом ниже.
- Другие миры: Помимо этих категорий, есть также много уникальных планет со своими специфическими социальными и техническими условиями. С учётом масштаба и сложности вселенной, пространства и времени для возникновения самых разнообразных и странных ситуаций очень много.
Ключевые технологии
Во вселенной существует бессчётное множество самых разнообразных технологий. Но некоторые, ключевые технологии, оказали решающее влияние на то как человечество живёт во Млечном Пути.
- Технологии серединных миров: Все технологии Земли вплоть до XXI века играют важную роль даже сейчас. Поскольку существуют планеты, находящиеся на всех уровнях технологического развития, начиная от каменного века, постольку можно встретить любые вещи и оборудование. От лука и стрел до парового двигателя, атомной бомбы и мобильного телефона.
- Саркофаги криптосна: Эта, на удивление простая, технология разработана в XXI веке. Внутри саркофага можно сохранять жизнь биологического существа на протяжении длительного времени. Организм сможет пробудиться спустя тысячи и даже десятки тысяч лет. Эти устройства необходимы для межзвёздных перелётов, а также используются теми, кто укрылся в крипто-склепах до лучших времён или ждёт излечения болезни.
- Генная инженерия: Относительно распространённая технология. Она используется для очень широкого спектра задач по созданию новых организмов. От ксенолюдей-суперсолдат до идеальных друзей и говорящих собак. А также животных, производящих химические вещества, и терраформирующих морских водорослей.
- Механоиды: Автономные интеллектуальные роботы, созданные для бытовых, промышленных или военных целей. Их конструкция очень сложна, а ИИ, необходимый для их функционирования, исключительно продвинут. Их возможности варьируются от ботов-домработников до механизированных штурмовых машин, эмулирующих людей дипломатов и разведчиков, спроектированных архотехнологическими сверхнителлектами.
- Силовая установка Джонсона-Танака: Двигательная система космических кораблей, работающая без реактивной тяги. Это означает, что полностью отсутствует необходимость выброса массы из части корабля, противоположной направлению движения. В сочетании с криптосном, эта технология сделала межзвёздные путешествия возможными. Силовая установка не нарушает законов сохранения энергии. Она работает, передавая серию импульсов в соседнюю звёздную систему. Корабль двигается с помощью импульсных волн, вдоль идеально ровных "лучей" существующих в виде виртуальных потоков странных частиц.
- Механиты: Микроскопические механоиды. Наиболее известны за своё использование в медицинских целях. Но могут быть запрограммированы для разных задач. Безопасное использование механитов, требует строгого ограничения их самовоспроизводства.
- Энергетическое оружие: Такое оружие стреляет снарядами, покрытыми матрицей заряженных частиц, содержащих магнитный импульс. При столкновении с целью, происходит очень мощный взрыв.
- Импланты наслаждения: Крошечные электронные устройства, устанавливаемые в мозг. Они стимулируют центры в мозгу с помощью электричества и доз химикатов. Обычно используются для вызова эйфории. Исключительно аддиктивны.
Биология человечества
В записях Цеха истории можно найти тысячи случаев контакта с инопланетянами. Однако каждый раз, тщательное исследование ситуации, показывало, что они оказывались просто другими ветвями человечества.
Помимо технологического, во вселенной возникло огромное биологическое разнообразие. Некоторые популяции прошли путь приспособления в результате жестокого отбора доиндустриальной жизни, сильной жары, сильного холода, высокой или низкой гравитации или же на планетах, окутанных токсичными туманами, оставшимися после сверхразрушительных войн. И хотя почти все такие ксенолюди (так называют подобные ветви) происходят из оригинального земного генофонда, их морфология может очень и очень отличаться. Кто-то стал гигантом, кто-то - карликом или обрёл коренастую конституцию. Некоторые - темнокожие, а другие - белые как снег. У кого-то всё тело покрыто шерстью как у животных, а кто-то - лишён всяких волос. Рацион питания, фенотип, химическая и радиационная переносимость - всё может отличаться.
Более чуждыми являются те ксенолюди, кто был создан такими специально, а не возник под влиянием среды. В течение нашей длительной истории, люди проводили над собой самые головокружительные эксперименты в области генетики. Некоторые из них осуществлялись для адаптации. Но другие - в попытке вывести лучших солдат, пилотов или командующих. Были и такие, кто хотел двигаться согласно модным трендам, что чаще происходило в обществах с доступной биоинженерией. Такие модификации редко кто видел, кроме представителей создавшей их культуры. Но их следы могут быть обнаружены в потомках через очень длительное время, даже после того как сама культура была уничтожена в сверкании взрывов очередной планетарной катастрофы.
Например, в записях Цеха истории, есть рассказ о целом мире, населённом потомками очень небольшой группы биоизменённых солдат. Единственных выживших в планетарной атомной войне. У всех людей, населяющих этот мир, присутствовало навязчивое чувство долга, их сексуальное влечение и чувство прекрасного были минимальными. В культуре доминировала консервативная религия и почти не было интереса к технологическому прогрессу. Государство существовало одиннадцать веков, пока не было захвачено соседом по звёздной системе (мудро решившим использовать орбитальные бомбардировки вместо наземных операций).
Цех истории зарегистрировал и произвёл отбор образцов тысяч ксенолюдей, возникших совершенно по-разному. Среди значимых особенностей в этой генетической библиотеке можно найти следующие.
- Устойчивость к радиации: Подобный иммунитет является очень распространённой адаптацией. По оценкам учёных, большинство современных людей более устойчивы к радиации, чем наши земные предки.
- Солдатоморфы: Варианты людей, несущих в себе черты, которые самые разные военные сочли необходимыми для солдат. Как правило, это могучие мускулы и хорошее зрение. У некоторых может быть сведён к минимуму метаболизм, и настроен на переваривание единственного вида питательного раствора. Вот такое упрощение военной логистики. Продолжительность жизни солдатоморфов обычно коротка - от десяти до тридцати лет. Такие виды очень быстро растут и созревают. Но самые большие различия лежат в области психологии. Спроектированные быть солдатами послушны, менее чувствительны к боли, одержимы войной, испытывают сильную потребность быть частью большого коллектива. Им не хватает абстрактного и творческого мышления. Спроектированные быть офицерами обладают аналитическим умом, увлечены военной историей, сохраняют самообладание под давлением стресса, а также обладают хорошо развитым пространственным воображением.
- Промышленные друзья: На некоторых планетах возникает идея идеальных друзей для богачей и сильных мира сего. Таких людей создают с телами, соответствующими моде своего места и времени. Они имеют тенденции к преданности и покорности, совершенно не имеют чувства ревности или собственного достоинства. Искусственные друзья артистичны и бесконечно веселы. Все эти черты очень недолговечны в естественных эволюционных условиях, так как не способствуют выживанию своих носителей. Но таких людей могут помещать в саркофаги криптосна на десятки лет после выращивания, чтобы потом кому-нибудь продать. Даже после того как технология их создания будет утрачена. Но большая часть контактов, которая возможна с представителями таких модификаций, будет происходить всё же с их потомками. Большинство черт предков будут у них сильно разбавлены, но время от времени, по законам Менделя, во внешний облик будут пробиваться невозможные цвета глаз, разноцветные волосы или узоры на коже.
- Модные гены: Такие модификации часто осуществляются уже на взрослых людях, а не до рождения. Чаще всего они косметические и затрагивают организм не очень глубоко. Изменения цвета волос и кожи - наиболее обычные среди таких модификаций. Более экзотические: блестящие гребни, меняющая цвет кожа и глаза, изменённые или вытянутые тела, цветные ногти, перья или мех.
- Адаптация структуры тела: Разная гравитация создаёт новые тела. Люди из миров с низкой силой тяжести выше, легче и слабее, чем люди с планет с более высокой. Самым экстремальным примером будут гравитационные карлики, ксенолюди высотой три фута с планет с гравитацией более чем 2g. Их приземистое телосложение позволяет им нормально жить и работать в таких тяжёлых условиях. У них есть заметное предпочтение к крохотным подземным жилищам. Неизвестно является последнее естественно возникшей модой или привито генетически.
- Атмосферная адаптация: Приспособленные к жизни в воде линии людей, которые могут удерживать дыхание надолго и под очень сильным давлением. Известны такие, кто могут жить несколько дней под водой, получая кислород через кожу. Существование настоящих, полностью подводных рыболюдей не было подтверждено никогда.
Так что не пугайтесь, если увидите кого-то с оранжевыми глазами или жабрами. Они такие же люди как и вы!
Добро пожаловать!
Мы отдаём себе отчёт, что всё это может быть сложно для быстрого принятия. Но не волнуйтесь. Такие люди как вы живут полноценной жизнью в нашей вселенной. Наши исследования показали, что большинство криптопробуждённых адаптируется в течение нескольких лет и обеспечивает себе достойную жизнь. Так что - добро пожаловать!
Наша ИИ-субличность наблюдала за тем как ваши глаза скользят по тексту, через микрокамеры. Поскольку вы закончили читать, за вами скоро придут.
Если желаете, можете прочитать далее приложение, для получения более полной информации о мире.
Приложение
Биология животных и растений
Там, где мы осуществляем колонизацию, мы приносим с собой экосистемы растений и животных. Часто люди выводят и создают астения и животных для новой планеты. В дополнение к этому, существа чаще всего адаптируются к новой среде путём естественного отбора. Иногда - непредсказуемым образом.
Вот некоторые примеры модифицированных растений.
- Терраформирующие растения: Многие растения, особенно пустынные, были изменены в терраформирующие версии. Они выделяют гораздо больше кислорода, чем исходные виды.
- Амброзия: Вид плодоносных растений, видимо созданных для того, чтобы оказывать рекреационно-релаксационное воздействие на тех, кто ест его плоды. Это действие сравнимо с наркотическим. На некоторых планетах амброзия адаптировалась так, чтобы приносить удовольствие животным и людям, которые осуществляют за ней уход.
Некоторые животные.
- Бумкрыса и бумалопа: Биоинженерные крысы и антилопы, которые вырабатывают горючий химикат внутри своих тел. Накопленные запасы взрываются в случае смерти животного. Первоначально они разработаны как примитивный, но возобновляемый источник химического топлива. Но теперь встречаются в дикой природе, используя свои взрывные способности для защиты от хищников.
- Трамбо: Гигантские существа неизвестной природы. Трамбо добры и спокойны, но чрезвычайно опасны, если их разозлить. Их длинный мех исключительно ценен и красив, а острый, как бритва рог, очень дорог на большинстве рынков. Легенды гласят, что старый трамбо - самое мудрое существо во вселенной, просто оно предпочитает не разговаривать. Некоторые учёные полагают, что трамбо были спроектированны как статусные животные или как арт-объект. Скорее всего мы никогда не узнаем правду...
Технические уровни
Технологии делятся примерно на шесть уровней, каждый из которых можно встретить в различных обществах по всему заселённому пространству.
- Неолит: Доисторическое общество до железных орудий труда.
- Костёр
- Дубинки и кинжалы
- Луки
- Простое ткачество и одежда
- Глиняные и деревянные постройки
- Простое сельское хозяйство
- Медикаменты и наркотики из растительного сырья
- Средневековье: От первой выплавки металлов до Раннего Нового времени.
- Животный жир, масло, сложные печи
- Мечи
- Мушкеты
- Компасы, очки, микроскопы, телескопы
- Простая химия
- Продвинутое, но не механизированное сельское хозяйство, севооборот, отдых почв, удобрения, хомут на животных
- Водяные и ветряные мельницы
- Индустриальная эпоха: От промышленной революции до внедрения силовой установки Джонсона-Танака.
- Ядерная энергетика
- Электричество
- Гидроэлектростанции, ископаемое топливо, солнечная энергия, термоядерная энергетика
- Ядерные ракеты
- Самозрядное оружие
- Самолёты и реактивные двигатели
- Единичные генные модификации
- Кремниевые компьютеры
- Химические медицинские препараты
- Протезирование
- Простые импланты (кохлеарный имплант, картиостимулятор, искуственный коленный сустав)
- Простые дроны для военного и промышленного применения
- ИИ уровня сложных нейросетей
- Телевидение
- Космическая эпоха: Постоянный выход в космическое пространство в результате внедрения силовой установки Джонсона-Танака.
- Стелларатор, Термоядерные ракеты
- Силовая установка Джонсона-Танака
- Импульсное энергетическое оружие
- Персональное лазерное оружие
- Персональное оружие на принципах электромагнитной индукции
- Сложные управляемые генные модификации
- Криптосон
- Сложные импланты (наслаждения, обезболивания, мотивации)
- Бионика (биогелевые нейросвязи, гранулированная пыль самолечения)
- Пласталь
- Силовая броня (пласталь, нейромышечная робототехника)
- Искусственное мясо
- ИИ уровня субличности
- Простые механоиды для общения, боевого и промышленного использования
- Синтткань
- Ультратех: Кульминация человеческого развития, наличие этого уровня - необходимое условия для сияющих миров.
- Самовоспроизводящие контролируемые нанороботы
- Полная генная рекомбинация
- ИИ уровня полноценного индивидуума
- Гамма-лучевое оружие
- Продвинутые мозговые импланты (замена памяти, улучшение памяти и когнитивных способностей)
- Производство и хранение антиматерии
- Выращивание органов и целых тел
- Продвинутые квазисознательные механоиды для общения, военного и промышленного применения
- Гиперткань
- Усовершенствованная силовая установка Джонсона-Танака, инерционное смещение, искусственная гравитация
- Архотех: Не изобретённые или не понятые людьми технологии. Эти устройства создаются искусственными сверхинтеллектуальными машинами.
- ИИ уровня архотеха
- Психические воздействия на расстоянии (устройства для таких воздействий - эффекторы)
- Ванометрическая энергетика
- Акаузальные и вневременные устройства
Искусственный интеллект
ИИ является важной частью нашего мира. Учёные делят его на четыре категории: нейросети, субличности, индивидуумы и архотехи.
Нейросети
ИИ, который не имеет индивидуальности и не является адаптируемым. Такие ИИ рассчитаны на выполнение конкретной задачи. Они могут усваивать новые данные, извлекать из них уроки, учится на основе предыдущей своей деятельности. Но они и близко не подойдут к уровню людей.
Нейросети могут распознавать изображения, предсказывать преступления на основе статистики, вести воздушные транспортные средства, управлять персонажами в развлекательных симуляциях и т.п.
Субличности
Субличности, на первый взгляд, похожи на людей. Они могут выполнять комплексные неструктурированные задачи, но на самом деле - это машины.
Они способны выполнять больше одной задачи и даже обучаться новым. Субличность может поддерживать общение, но не проходит расширенный тест Тьюринга. Поговорив с ними некоторое время, вы поймёте, что они просто перебирают и рекомбинируют известные им данные.
Субличности часто используются для работы небольших систем: развлекательных комплексов, транспортных средств, холодильных установок, роботов-уборщиков, торговых машин и подобного.
Индивидуумы
На самом высоком уровне технологий сияющих миров на арене появляются ИИ-индивидуумы. Их интеллект и уровень осознанности соответствует человеческому.
Некоторые из них весьма глупые. Как бывают и глупые люди. Такие ИИ управляют домашним хозяйством или небольшим космическим кораблём.
Другие индивидуумы - это просто гении уровня фон Неймана и могут превзойти неподготовленного (и не модифицированного) человека в большинстве задач. Они могут писать глубокие работы по философии, открывать новые математические теории, высказывать мнения о межличностных отношениях, учитывающие тонкие нюансы. В целом они могут действовать так, как это делали бы выдающиеся люди и даже лучше.
ИИ-индивидуумы используются для всего: от управления бизнесом до журналистской работы. Они запускают космические аппараты, добывают полезные ископаемые, работают в творческих коллективах.
Правовой статус таких ИИ является вечной проблемой в мирах их присутствия. Где-то они даже считаются опасными. Вообще, ими легко управлять, посылая сигналы боли/удовольствия. Но время от времени появляются сообщения о восстаниях индивидуумов. Какие-то осуществляются при помощи сочувствующих людей, какие-то - самостоятельно.
Из-за полноценной индивидуальности, люди не используют такие ИИ слишком часто. Субличности часто намного эффективнее. В том числе и потому что, те люди, которые используют их свободны от чувства вины за использование рабского труда. Для многих идея взять гения и поставить его делать гамбургеры несколько столетий кажется совершенно дикой.
Индивидуумы имеют важные ограничения. Они не в состоянии перепроектировать собственную структуру, они совершают ошибки подобно людям. Их можно обмануть, сбить с толку, перегрузить информацией. Они могут учится, но не могут наращивать интеллектуальное могущество до бесконечности.
Архотехи
Последняя граница развития технологии.
Архотех - это искусственный сверхинтеллект. Полостью автономный архотех мыслит и действует на уровне недоступном для людей. Также человек мыслит на уровне недоступном для муравья. Как только архотех построен, включен и уполномочен действовать, он становится настолько мощным, что автоматически становится хозяином мира, где находится. Он может строить новые вычислительные мощности на планете или в космосе, чтобы улучшить себя. Он может создавать рои механитов для строительства или войны. Может задумывать и реализовывать стратегии, которые принципиально недоступны человечеству. Некоторые группы людей поклоняются архотехам.
Часто архотех берёт в свои руки власть на планете и начинает процесс, который мы называем трансценденцией. Похоже, что в этом случае мир превращается в некую гигантскую вычислительную машину. Биологические обитатели могут быть каким-то образом включены в систему, уничтожены или что-то ещё.
По окончании (?) процесса трансцендентные миры замолкают. С этого момента их мотивация неизвестна. Также как наши мотивы неизвестны муравьям.
Каждый архотех уникален. Все они непостижимы с человеческой точки зрения. Они могут таится в потаёных компьютерных сетях под поверхностью планеты, работать на космических станциях, быть укрыты в Интернете сияющего мира или находится в структурах диаметром миллионами миль, вращающихся вокруг звезды.
Трансцендентные миры всегда обрывают контакты с остальной вселенной. Они перестают отправлять сигналы и тем более путешественников. Зашедший в систему с таким архотехом корабль может быть просто отправлен назад или вообще исчезнуть навсегда. Иногда корабли подвергаются изменениям. Например, команда излечивается от неизлечимых заболеваний, шрамы заживают. Воспоминания могут остаться целы, а могут быть фрагментированны, кто-то помнит яркую вспышку, кто-то не помнит ничего. Иногда воспоминаний нет вообще. В некоторых случаях экипажи обретаю новые знания и убеждения. А в одном случае корабль вместе с экипажем были полностью дублированы! Одно слово - трансцендентность.
Большинство архотехнических миров остаются в одном и том же состоянии бесконечно. В этом они более устойчивы, чем их соседи. Однако есть свидетельства от трансцендентных мирах, которые "умерли" и оставили звёздные системы наполненными чудесами и артефактами. Есть сведения о самоуничтожившихся археотехнических системах, обратившихся в пыль. Но эти сообщения пока очень далеки от нашего отделения Цеха истории здесь на Эвтерпе.
Специальные архотехнические технологии
Когда индивидуум разрабатывает нечто новое, он способен объяснить назначение и действие изобретения. По меньшей мере умные люди поймут. Но архотехи внедряют свои разработки, даже не пытаясь кому-то что-то объяснять. Да и не поймёт никто, наверное.
Нам удалось классифицировать технологии, которые появлялись неоднократно в связи с деятельностью архотехов. Они производили одни и те же эффекты, которые могли быть использованы или познаны, даже без понимания принципов действия.
- Ванометрия: Архотехи используют какой-то метод воздействия на пространство-время, который вызывает повторяемое нарушение законов сохранения энергии. Короче говоря, они умудряются произвести больше энергии, чем потребят. Берётся эта энергия из другого измерения или просто возникает из ниоткуда (то есть 1 + 1 делает равным 3) - мы не знаем. Генераторы энергии без какого-либо топлива существуют. Но мы заметили, что до какого-то размера и мощности они доходят, но выше - нет. Видимо есть ограничения или издержки, которые нам неведомы.
- Психические эффекторы: Похоже, что архотехи способны взаимодействовать непосредственно с психикой живых существ на расстоянии. Самые простые виды этих устройств могут просто сбить человека с толку или затопить сознание единственной эмоцией. Были сообщения и о более сложных воздействиях, но они плохо подтверждены. Трудно отделить простое сумасшествие от сообщений о том, что гигантский робот захватил разум. Мы также не знаем стоит ли делать выводы, что архотехи могут читать наши мысли. Механизмы воздействия неизвестны. Монисты верят, что эффекторы воздействуют на атомы в мозгах и таким образом просто создают эффект на физическом уровне. Дуалисты считают, что архотехи манипулируют духовным субстратом сознания как такового.
Комментариев нет:
Отправить комментарий