24 авг. 2025 г.

Генератор философских убеждений NPC

В чате OSR в Telegram подали идею сделать генератор (псевдо)философских убеждений в стиле Planescape (историю издания читать здесь).

Сказано — сделано.

I. Основной генератор

Пять табличек:

  1. Онтология (что существует)
  2. Этика или телос (что считать добром или к чему стремиться)
  3. Отношение к власти и обществу
  4. Эсхатология (космическая перспектива, что ждёт мир)
  5. Прагматика (что делать вот прямо сейчас)

Для всех табличек нужно бросить d20.

1. Что существует

Онтология может отражаться на том как NPC ведёт себя в обыденной жизни. Например, если он считает, что реальны только числа, то в быту он всё сводит к подсчётам, дробям и геометрии, пытаясь соизмерить свои решения или просто происходящее с ним с математикой.

  1. Разум, есть лишь некий разум, который мыслит материю и остальные разумы
  2. Материя, есть лишь материя, разум есть лишь результат химии тел
  3. Формы, всё видимое есть лишь отголоски вечных архетипов, которые можно лишь отдалённо познать
  4. Потоки, всё есть лишь процессы или события, нет вещей и свойств, мир в постоянном становлении
  5. Тело и душа, мир состоит из материи и души, во всём в мире эти компоненты присутствуют в разных пропорциях, в камнях есть только тело, в людях их поровну, в высших богах есть только душа
  6. Боги, есть только они, а всё в мире суть их маски
  7. Числа, всё остальное в мире суть надстройка над математикой
  8. Слова, реально только то о чём можно сказать что-то содержательное
  9. Тени смерти, всё что существует, существует только из перспективы собственного разрушения
  10. История, реально только то, что уже произошло, то что происходит суть плывущий край бытия, который не вполне реален
  11. Организм, весь мир суть живое существо, а всё в мире суть его клетки или симбиотические микробы, поддерживающие его жизнь
  12. Пустота, бытия нет ни в каком смысле, реально только ничто
  13. Боль, существует лишь страдание, всё остальное существует постольку, поскольку может страдать
  14. Иерархии, все существа и вещи это заполнение уровней космической иерархии, первична именно лестница уровней, остальное суть её функция
  15. Магия, всё в мире суть порождение токов магии
  16. Сны, именно происходящее во снах реально, а бодрствование иллюзорно
  17. Осколки, всё конкретное суть лишь обломки чего-то целого
  18. Духи, существуют лишь духи, а вещи и существа суть производные от их игр
  19. Память, только воспоминания реальны, если чего-то нет в памяти, то это не существует
  20. Воля, есть лишь мировая воля, а существа и вещи суть её узоры

2. Что считать добром или к чему стремиться

Это то к чему NPC стремится в идеале. Конечно, мы часто сталкиваемся с тем, что несмотря на то, что люди знают, что обманывать плохо, они всё же обманывают. Но люди понимают, что поступают плохо, им бывает стыдно и они, конечно, стремятся так не делать.

  1. Сила, добро в росте могущества, слабость есть грех
  2. Гармония, добро в согласии частей, сбалансированные структуры суть цель жизни
  3. Свобода, добро в освобождении от всех уз и правил
  4. Послушание, добро в подчинении высшему порядку
  5. Сострадание, добро в уменьшении чужого страдания
  6. Страдание, добро в том, чтобы испытывать боль и возвышаться через боль, следует не забывать и о других
  7. Чистота, добро в отказе от примесей, не важно телесных ли, духовных ли, культурных ли
  8. Жизнь, добро в приумножении живого во всех формах
  9. Смерть, добро в возвращении к покою и тишине
  10. Знание, добро в обретении знаний и сохранении мудрости
  11. Забвение, добро в избавлении от прошлого и освобождении от памяти
  12. Справедливость, добро в воздаянии каждому по его делам
  13. Хаос, добро в разрушении любых структур
  14. Порядок, добро в возведении законов и обеспечении устойчивости общества или мира
  15. Красота, добро в созерцании и созидании прекрасного
  16. Искренность, добро в том, чтобы быть подлинным, а не лживым
  17. Покровительство, добро в заботе о слабых, например, о детях,животных, зависимых
  18. Испытание, добро в том, чтобы проверять себя и других
  19. Жертва, добро в расставании с ценным ради достижения высшего
  20. Бессмертие, добро в стремлении к вечности, даже ценой других

3. Отношение к власти и обществу

С помощью этой таблички, NPC получает не только философскую онтологию и этику, но и то, что он считает хорошим устройством общества. Это может означать и реальный поиск такого общества для жизни, и активные действия по переустройству и степень недовольства тем обществом, где он живёт. Несовпадение убеждений и окружения не означает, что он становится революционером. Вокруг нас полно недовольных людей. Активность жизненной позиции зависит от характера и остальных философских убеждений.

  1. Анархист-отшельник, общество суть тюрьма; NPC не терпит организованные общины и власть
  2. Теократ, власть священна; NPC чтит жрецов и богов как естественных правителей, а правителей земных он считает ниспосланными богами
  3. Демократ, власть должна исходить от многих; NPC ценит советы, собрания, голосования для принятия решений
  4. Аристократ, лишь избранные достойны управлять; NPC склонен презирать простолюдинов
  5. Эгалитарист, все равны; NPC не признаёт титулов и иерархий
  6. Циничный лоялист, власть неизбежна, лучше сделать ставку на сильнейшего, служить ему и так прийти к успеху или хотя бы выжить
  7. Революционер, не важно какой порядок сейчас, но он плохой; NPC просто недоволен обществом
  8. Империалист, власть должна расти; NPC стремится расширять влияние своей общины или страны
  9. Изоляционист, общины должны быть малыми и закрытыми; NPC подозрителен к чужакам
  10. Коммуналист, ценно именно общее владение и братство среди существ; NPC настаивает на том, что общее владение лучше частной собственности
  11. Индивидуалист, власть всегда угнетает в первую очередь личность; NPC стремится действовать в одиночку
  12. Утилитарный бюрократ, порядок суть единственный способ сформулировать достижимые идеалы; NPC уважает правила и формы ради стабильности
  13. Военный легалист, право создаёт только сила, других оснований для власти просто нет; NPC почитает дисциплину и армию как модель общества
  14. Мистический лоялист, община образует единое существо; NPC стремится раствориться в «мы»
  15. Политический фаталист, любая власть есть часть рока; NPC покорно принимает власть
  16. Популист, общество должно двигаться к тому, что ему нужно сейчас; NPC льстит толпе и ищет одобрения масс, подстраиваясь под их настроение
  17. Лоялист-ксенофоб, власть должна принадлежать только «своим»; NPC враждебен чужакам
  18. Меркантилист, богатые стали богатыми не просто так, они знают как управлять; NPC верит, что золото решает всё
  19. Политический скептик, считает власть иллюзией; NPC презирает и власти, и тех, кто недоволен властью
  20. Мистический бюрократ, законы ниспосланы богами; NPC верит в священные законы (написанные или устные) и требует их исполнения повсюду

4. Космическая перспектива, что ждёт мир

Эсхатологическая позиция NPC задаёт его фундаментальное настроение и отношение к будущему. Это не обязательно напрямую влияет на поведение. Например, верящий в вечное возвращение может быть как стоиком, так и безумным гедонистом. Однако эсхатология задаёт общий тон настроения. Тревожный, полный надежды или равнодушный. Эти убеждения помогают понять, почему NPC так держится за свои убеждения или стремится к разрушению, или ищет спасения своей души, совершая добные (сообразно этической установке) дела.

  1. Абсолютный эсхатологический пессимизм, NPC ищет способ и момент, чтобы окончить жизнь для себя и для максимального числа существ вокруг
  2. Эсхатологический пессимизм, мир близок к концу, и это конец разрушительный и ужасный
  3. Эсхатологический оптимизм, мир близок к завершению, но это будет светлое обновление
  4. Вечное возвращение, всё повторяется циклично, ничто не окончательно
  5. Апокатастасис, сколько бы это ни заняло времени и циклов мира, но в конце все души и существа соединятся в едином целом
  6. Хилиазм, люди выстроят счастливый мир, придёт золотой век и будет длиться вечно, и все будут довольны
  7. Космическая катастрофа, конец в виде огня, потопа или хаоса, после чего мир просто будет лежать в руинах
  8. Реставрационизм, боги пересоздадут космос заново, когда решат, что этого раза достаточно
  9. Некроэсхатология, мёртвые воскреснут и вытеснят живых
  10. Трансцендентный переход, этот мир лишь ступень, все уйдут на более высокий план
  11. Аннигиляционизм, конец будет внезапным, а за ним будет абсолютная пустота, просто ничто, отсутствие всякого бытия даже разрушенного
  12. Космическая жертва, гибель нашего мира подпитает рождение новых миров, лучших, чем наш
  13. Страшный суд, существа будут разделены навечно, одни будут всегда мучиться, а другие пребывать в блаженстве
  14. Техноэсхатология, все существа постепенно станут механическими и в конце возникнет вечное царство машин
  15. Эсхатологический монизм, все миры сольются в один универсум, который будет существовать дальше вечность в своей уникальной динамике
  16. Диалектическое снятие, добро и зло уничтожат друг друга, и останется лишь нейтральная тишина
  17. Эсхатологический хаос, мир придёт к торжеству беспорядка, который и будет существовать всегда
  18. Космический кристалл, наступит мгновение, и мир застынет в вечной неподвижности
  19. Всеобщий теозис, всё живое станет богами, старые боги примут новых или просто уйдут
  20. Инфинитизм, конца мира не будет, мир был всегда и будет существовать вечно

5. Что делать вот прямо сейчас

В отличие от онтологии, этики или эсхатологии, здесь речь идёт о практическом императиве. Все предыдущие таблицы сообщают, что NPC должен делать, но не то что он стремится делать. Конечно, расхождение практики с убеждениями может заставлять грустить или ввергнуть в чёрную депрессию. Но прагматика говорит, что NPC считает необходимым делать немедленно и в повседневности. Прагматика уже подкреплена в жизни NPC, от неё получена обратная связь и ему хочется это повторять. Чаще всего прагматика суть стиль жизни.

  1. Наслаждаться, пить, есть, любить, пока есть время
  2. Отказываться, поститься, спать на голой земле, отвергать удобства
  3. Копить, копить богатство, знания, союзников, оружие, готовиться к «грядущему»
  4. Служить, отдать себя избранному покровителю, клятве или идеалу
  5. Уничтожать, уничтожать всё, что противоречит истине (магию, машины, ереси)
  6. Строить, строить новые союзы, храмы, законы, города
  7. Странствовать, искать истину, учителей, знаки, нигде не задерживаться
  8. Испытывать, бросать вызовы себе и другим, проверять силу и верность
  9. Обращать, проповедовать, спорить, склонять к своей вере или доктрине
  10. Изолироваться, удаляться от толпы, хранить молчание и тайну
  11. Жертвовать, приносить дары богам, отдавать ценное ради высшего
  12. Противостоять, активно бороться с властью, врагами, устоями
  13. Объединять, мирить врагов, собирать разрозненные группы
  14. Записывать, фиксировать все события, вести хронику, сохранять свидетельства
  15. Очищать, очищать от скверны, порчи, лжи, совершать обряды и ритуалы чистоты
  16. Скрывать, собирать тайные знания, хранить артефакты, прятать правду
  17. Учить, наставлять учеников, распространять мудрость
  18. Бунтовать, поднимать волнения, разрушать устои
  19. Исцелять, лечить болезни, чинить дома, восстанавливать то что было здесь до прихода возмущения
  20. Созерцать, ничего не менять, а смотреть глубже и понимать суть

II. Дополнения


Эпистемология (d12)

NPC считает знанием то, что полученно в результате этой познавательной процедуры или из этого источника. Остальное — мнение.

  1. Откровение
  2. Традиция
  3. Учитель
  4. Сообщение бога
  5. Интуиция
  6. Логический вывод
  7. Эксперимент и его проверка
  8. Согласие общества
  9. Организованная академия
  10. Толкование текстов
  11. Знаки данные миром
  12. Тотальный скепсис (знаний нет, есть только мнения)

Тождество личности (d8)

Что делает вас или любое другое существо сегодня тем же существом, что было вчера?

  1. Память
  2. Имя
  3. Душа
  4. Долг
  5. История поступков
  6. Отношения
  7. Тело
  8. Служение тем же богам

Враги (d10)

  1. Сторонники тех же взгядов, но профаны и позеры
  2. Техноутописты
  3. Жрецы-самозванцы
  4. Эстетические нигилисты
  5. Чиновники
  6. Зависимые
  7. Сторонники приближения конца света
  8. Торговцы
  9. Потребители
  10. Обыватели

Интенсивность убеждений (d6)

  1. Крайний фанатик
  2. Ревнитель
  3. Строгий практик
  4. Умеренный
  5. Прагматик
  6. Ироник

III. Размышление

Мне очень близи слова Зеба Кука, что фракции Плейнскейпа — попытка законсервировать в настольном ролевом творчестве юношеские споры о том, «что есть истина».

Помните это полутёмное общежитие или барчик неподалёку от него? Пиво по вкусу и обсуждение Филиппа К. Дика или Йена Макдональда?

Казалось, что мы всерьёз обсуждаем саму реальность, а реальность поддатливо откликается и вот-вот будет окончательно познана.

Или в столовке между парами? Тоже ведь много проблем было решено. Да, Алекс? Да, Наташа?

Прошло время. Мы постепенно иннервировали серьёзное отношение к себе. Но, строго говоря, не забыли, что у многих людей есть причины говорить и молчать, любить и предавать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий