В чате OSR в Telegram подали идею сделать генератор (псевдо)философских убеждений в стиле Planescape (историю издания читать здесь).
Сказано — сделано.
I. Основной генератор
Пять табличек:
- Онтология (что существует)
- Этика или телос (что считать добром или к чему стремиться)
- Отношение к власти и обществу
- Эсхатология (космическая перспектива, что ждёт мир)
- Прагматика (что делать вот прямо сейчас)
Для всех табличек нужно бросить d20.
1. Что существует
Онтология может отражаться на том как NPC ведёт себя в обыденной жизни. Например, если он считает, что реальны только числа, то в быту он всё сводит к подсчётам, дробям и геометрии, пытаясь соизмерить свои решения или просто происходящее с ним с математикой.
- Разум, есть лишь некий разум, который мыслит материю и остальные разумы
- Материя, есть лишь материя, разум есть лишь результат химии тел
- Формы, всё видимое есть лишь отголоски вечных архетипов, которые можно лишь отдалённо познать
- Потоки, всё есть лишь процессы или события, нет вещей и свойств, мир в постоянном становлении
- Тело и душа, мир состоит из материи и души, во всём в мире эти компоненты присутствуют в разных пропорциях, в камнях есть только тело, в людях их поровну, в высших богах есть только душа
- Боги, есть только они, а всё в мире суть их маски
- Числа, всё остальное в мире суть надстройка над математикой
- Слова, реально только то о чём можно сказать что-то содержательное
- Тени смерти, всё что существует, существует только из перспективы собственного разрушения
- История, реально только то, что уже произошло, то что происходит суть плывущий край бытия, который не вполне реален
- Организм, весь мир суть живое существо, а всё в мире суть его клетки или симбиотические микробы, поддерживающие его жизнь
- Пустота, бытия нет ни в каком смысле, реально только ничто
- Боль, существует лишь страдание, всё остальное существует постольку, поскольку может страдать
- Иерархии, все существа и вещи это заполнение уровней космической иерархии, первична именно лестница уровней, остальное суть её функция
- Магия, всё в мире суть порождение токов магии
- Сны, именно происходящее во снах реально, а бодрствование иллюзорно
- Осколки, всё конкретное суть лишь обломки чего-то целого
- Духи, существуют лишь духи, а вещи и существа суть производные от их игр
- Память, только воспоминания реальны, если чего-то нет в памяти, то это не существует
- Воля, есть лишь мировая воля, а существа и вещи суть её узоры
2. Что считать добром или к чему стремиться
Это то к чему NPC стремится в идеале. Конечно, мы часто сталкиваемся с тем, что несмотря на то, что люди знают, что обманывать плохо, они всё же обманывают. Но люди понимают, что поступают плохо, им бывает стыдно и они, конечно, стремятся так не делать.
- Сила, добро в росте могущества, слабость есть грех
- Гармония, добро в согласии частей, сбалансированные структуры суть цель жизни
- Свобода, добро в освобождении от всех уз и правил
- Послушание, добро в подчинении высшему порядку
- Сострадание, добро в уменьшении чужого страдания
- Страдание, добро в том, чтобы испытывать боль и возвышаться через боль, следует не забывать и о других
- Чистота, добро в отказе от примесей, не важно телесных ли, духовных ли, культурных ли
- Жизнь, добро в приумножении живого во всех формах
- Смерть, добро в возвращении к покою и тишине
- Знание, добро в обретении знаний и сохранении мудрости
- Забвение, добро в избавлении от прошлого и освобождении от памяти
- Справедливость, добро в воздаянии каждому по его делам
- Хаос, добро в разрушении любых структур
- Порядок, добро в возведении законов и обеспечении устойчивости общества или мира
- Красота, добро в созерцании и созидании прекрасного
- Искренность, добро в том, чтобы быть подлинным, а не лживым
- Покровительство, добро в заботе о слабых, например, о детях,животных, зависимых
- Испытание, добро в том, чтобы проверять себя и других
- Жертва, добро в расставании с ценным ради достижения высшего
- Бессмертие, добро в стремлении к вечности, даже ценой других
3. Отношение к власти и обществу
С помощью этой таблички, NPC получает не только философскую онтологию и этику, но и то, что он считает хорошим устройством общества. Это может означать и реальный поиск такого общества для жизни, и активные действия по переустройству и степень недовольства тем обществом, где он живёт. Несовпадение убеждений и окружения не означает, что он становится революционером. Вокруг нас полно недовольных людей. Активность жизненной позиции зависит от характера и остальных философских убеждений.
- Анархист-отшельник, общество суть тюрьма; NPC не терпит организованные общины и власть
- Теократ, власть священна; NPC чтит жрецов и богов как естественных правителей, а правителей земных он считает ниспосланными богами
- Демократ, власть должна исходить от многих; NPC ценит советы, собрания, голосования для принятия решений
- Аристократ, лишь избранные достойны управлять; NPC склонен презирать простолюдинов
- Эгалитарист, все равны; NPC не признаёт титулов и иерархий
- Циничный лоялист, власть неизбежна, лучше сделать ставку на сильнейшего, служить ему и так прийти к успеху или хотя бы выжить
- Революционер, не важно какой порядок сейчас, но он плохой; NPC просто недоволен обществом
- Империалист, власть должна расти; NPC стремится расширять влияние своей общины или страны
- Изоляционист, общины должны быть малыми и закрытыми; NPC подозрителен к чужакам
- Коммуналист, ценно именно общее владение и братство среди существ; NPC настаивает на том, что общее владение лучше частной собственности
- Индивидуалист, власть всегда угнетает в первую очередь личность; NPC стремится действовать в одиночку
- Утилитарный бюрократ, порядок суть единственный способ сформулировать достижимые идеалы; NPC уважает правила и формы ради стабильности
- Военный легалист, право создаёт только сила, других оснований для власти просто нет; NPC почитает дисциплину и армию как модель общества
- Мистический лоялист, община образует единое существо; NPC стремится раствориться в «мы»
- Политический фаталист, любая власть есть часть рока; NPC покорно принимает власть
- Популист, общество должно двигаться к тому, что ему нужно сейчас; NPC льстит толпе и ищет одобрения масс, подстраиваясь под их настроение
- Лоялист-ксенофоб, власть должна принадлежать только «своим»; NPC враждебен чужакам
- Меркантилист, богатые стали богатыми не просто так, они знают как управлять; NPC верит, что золото решает всё
- Политический скептик, считает власть иллюзией; NPC презирает и власти, и тех, кто недоволен властью
- Мистический бюрократ, законы ниспосланы богами; NPC верит в священные законы (написанные или устные) и требует их исполнения повсюду
4. Космическая перспектива, что ждёт мир
Эсхатологическая позиция NPC задаёт его фундаментальное настроение и отношение к будущему. Это не обязательно напрямую влияет на поведение. Например, верящий в вечное возвращение может быть как стоиком, так и безумным гедонистом. Однако эсхатология задаёт общий тон настроения. Тревожный, полный надежды или равнодушный. Эти убеждения помогают понять, почему NPC так держится за свои убеждения или стремится к разрушению, или ищет спасения своей души, совершая добные (сообразно этической установке) дела.
- Абсолютный эсхатологический пессимизм, NPC ищет способ и момент, чтобы окончить жизнь для себя и для максимального числа существ вокруг
- Эсхатологический пессимизм, мир близок к концу, и это конец разрушительный и ужасный
- Эсхатологический оптимизм, мир близок к завершению, но это будет светлое обновление
- Вечное возвращение, всё повторяется циклично, ничто не окончательно
- Апокатастасис, сколько бы это ни заняло времени и циклов мира, но в конце все души и существа соединятся в едином целом
- Хилиазм, люди выстроят счастливый мир, придёт золотой век и будет длиться вечно, и все будут довольны
- Космическая катастрофа, конец в виде огня, потопа или хаоса, после чего мир просто будет лежать в руинах
- Реставрационизм, боги пересоздадут космос заново, когда решат, что этого раза достаточно
- Некроэсхатология, мёртвые воскреснут и вытеснят живых
- Трансцендентный переход, этот мир лишь ступень, все уйдут на более высокий план
- Аннигиляционизм, конец будет внезапным, а за ним будет абсолютная пустота, просто ничто, отсутствие всякого бытия даже разрушенного
- Космическая жертва, гибель нашего мира подпитает рождение новых миров, лучших, чем наш
- Страшный суд, существа будут разделены навечно, одни будут всегда мучиться, а другие пребывать в блаженстве
- Техноэсхатология, все существа постепенно станут механическими и в конце возникнет вечное царство машин
- Эсхатологический монизм, все миры сольются в один универсум, который будет существовать дальше вечность в своей уникальной динамике
- Диалектическое снятие, добро и зло уничтожат друг друга, и останется лишь нейтральная тишина
- Эсхатологический хаос, мир придёт к торжеству беспорядка, который и будет существовать всегда
- Космический кристалл, наступит мгновение, и мир застынет в вечной неподвижности
- Всеобщий теозис, всё живое станет богами, старые боги примут новых или просто уйдут
- Инфинитизм, конца мира не будет, мир был всегда и будет существовать вечно
5. Что делать вот прямо сейчас
В отличие от онтологии, этики или эсхатологии, здесь речь идёт о практическом императиве. Все предыдущие таблицы сообщают, что NPC должен делать, но не то что он стремится делать. Конечно, расхождение практики с убеждениями может заставлять грустить или ввергнуть в чёрную депрессию. Но прагматика говорит, что NPC считает необходимым делать немедленно и в повседневности. Прагматика уже подкреплена в жизни NPC, от неё получена обратная связь и ему хочется это повторять. Чаще всего прагматика суть стиль жизни.
- Наслаждаться, пить, есть, любить, пока есть время
- Отказываться, поститься, спать на голой земле, отвергать удобства
- Копить, копить богатство, знания, союзников, оружие, готовиться к «грядущему»
- Служить, отдать себя избранному покровителю, клятве или идеалу
- Уничтожать, уничтожать всё, что противоречит истине (магию, машины, ереси)
- Строить, строить новые союзы, храмы, законы, города
- Странствовать, искать истину, учителей, знаки, нигде не задерживаться
- Испытывать, бросать вызовы себе и другим, проверять силу и верность
- Обращать, проповедовать, спорить, склонять к своей вере или доктрине
- Изолироваться, удаляться от толпы, хранить молчание и тайну
- Жертвовать, приносить дары богам, отдавать ценное ради высшего
- Противостоять, активно бороться с властью, врагами, устоями
- Объединять, мирить врагов, собирать разрозненные группы
- Записывать, фиксировать все события, вести хронику, сохранять свидетельства
- Очищать, очищать от скверны, порчи, лжи, совершать обряды и ритуалы чистоты
- Скрывать, собирать тайные знания, хранить артефакты, прятать правду
- Учить, наставлять учеников, распространять мудрость
- Бунтовать, поднимать волнения, разрушать устои
- Исцелять, лечить болезни, чинить дома, восстанавливать то что было здесь до прихода возмущения
- Созерцать, ничего не менять, а смотреть глубже и понимать суть
II. Дополнения
Эпистемология (d12)
NPC считает знанием то, что полученно в результате этой познавательной процедуры или из этого источника. Остальное — мнение.
- Откровение
- Традиция
- Учитель
- Сообщение бога
- Интуиция
- Логический вывод
- Эксперимент и его проверка
- Согласие общества
- Организованная академия
- Толкование текстов
- Знаки данные миром
- Тотальный скепсис (знаний нет, есть только мнения)
Тождество личности (d8)
Что делает вас или любое другое существо сегодня тем же существом, что было вчера?
- Память
- Имя
- Душа
- Долг
- История поступков
- Отношения
- Тело
- Служение тем же богам
Враги (d10)
- Сторонники тех же взгядов, но профаны и позеры
- Техноутописты
- Жрецы-самозванцы
- Эстетические нигилисты
- Чиновники
- Зависимые
- Сторонники приближения конца света
- Торговцы
- Потребители
- Обыватели
Интенсивность убеждений (d6)
- Крайний фанатик
- Ревнитель
- Строгий практик
- Умеренный
- Прагматик
- Ироник
III. Размышление
Мне очень близи слова Зеба Кука, что фракции Плейнскейпа — попытка законсервировать в настольном ролевом творчестве юношеские споры о том, «что есть истина».
Помните это полутёмное общежитие или барчик неподалёку от него? Пиво по вкусу и обсуждение Филиппа К. Дика или Йена Макдональда?
Казалось, что мы всерьёз обсуждаем саму реальность, а реальность поддатливо откликается и вот-вот будет окончательно познана.
Или в столовке между парами? Тоже ведь много проблем было решено. Да, Алекс? Да, Наташа?
Прошло время. Мы постепенно иннервировали серьёзное отношение к себе. Но, строго говоря, не забыли, что у многих людей есть причины говорить и молчать, любить и предавать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий