В предыдущем посте я написал:
«Или вообще подумайте о заклинании, которое меняет реальное значение естественного вида. Только что вы жили в мире, где вода — это H₂O, а теперь живёте в мире, где это один из первоэлементов. Это мы уже оторвались от civ-like игр».
Богатая идея, но вы не поверите. Она встречалась в фэнтези!
Но сначала давайте подумаем о том как могла бы выглядеть такая «модальная катастрофа». Представьте, что в нашем мире кто-то нашёл древний свиток, который способен превратить H₂O в один из четырёх первоэлементов неразложимых на какие-то там фиктивные молекулы или атомы. Ну и ничтоже сумняшеся его прочитал.
Наступил бы конец всему. Молекулярные связи нарушены, химия как наука в одно мгновение стала бы бессмысленной, ведь все реакции с водой перестали бы подчиняться законам взаимодействия, установленным с таким трудом. Вместо атомов теперь существует нечто, что имеет фундаментальные, неатомарные свойства. Вся физика жидкостей была бы изменена. Всё: от крови до океанов, полностью изменились бы по своему составу. Мы могли бы наблюдать совершенно непредсказуемое поведение воды, не поддающееся обычным законам термодинамики или давления. Не только химия и физика, но и биология бы пострадала. Все организмы, зависящие от H₂O (а для земли это все организмы), оказались бы под угрозой. Возможно, весь принцип обмена веществ в живых существах «сломался» бы, и вся биология нуждалась бы в переопределении.
Однако есть и возможность «модальной ретрокатастрофы», которая не показалась бы нам катастрофой.
Модальная ретрокатастрофа могла бы с необходимостью запустить историческую ретроконфигурацию реальности. Заретконить науку, короче. Произнесение заклинания могло бы исказить или даже отменить открытия современной науки, сделав так, чтобы у учёных в прошлом никогда не было бы шанса узнать «правильное» значение понятия «вода» как H₂O. Это создало бы новый мир, где алхимия вместо химии не только объясняла бы «первое вещество», но и действовала бы как доминирующая научная модель.
Однако в случае с модальной ретрокатастрофой, мы бы, кажется, просто не заметили разницы. Вообще ничего бы не произошло. Даже нельзя сказать, что из всего почти бесконечного многообразия возможных миров какой-то другой стал бы актуальным. Все миры актуальны в модальности de se.
Это вызывает у меня лютый брейнфак, но давайте подумаем над видом подобного сценария, в котором катастрофа бы ощущалась.
Есть древний том. Пыльная и забытая где-то в заброшенном монастыре книга. Допустим, «Кодекс Сущностных Сущностей». В книге написана какая-то схоластическая белиберда. Но вот если прочитать название тома на латыни задом наперёд, то произойдёт изменение значений понятий так, чтобы это существенно изменило природу вещей. И вот один учёный-энтузиаст решает рискнуть — и читает формулу.
Мир мгновенно изменяется: во-первых, теперь вся живая материя связана невидимыми эфирными нитями с некоей «жизненной силой». Живая материя гибнет и начинает разлагаться тогда, когда рвутся эти нити. Во-вторых, люди и другие живые существа больше не состоят из клеток — вместо этого их тела представляют собой таинственные энергетические структуры, где сами органы не нужны для жизни, но лишь обеспечивают функционирование организма. В-третьих, чтобы обеспечить всё это, материя начинает подчиняться совершенно другим законам: предметы перестают быть облаком атомов, каждый из которых имеет массу, заряд, направление движения и скорость. Предметы теперь — воплощение неких «идей» реально существующих в мире в особом регистре. Причём глядя на вещи люди могут изменять идеи напором своей воли (характеристика жизненной силы, наверное её даже можно тренировать), тем самым делая одни вещи (тени идей) более хорошими, чем другие.
Всё это приводит к фатальному следствию: мир более нестабилен. Поскольку каждый человек в этом мире наделён индивидуальной психической активностью, реальность, изменённая заклинанием, начинает трещать под напором несовместимых представлений о том что хорошо и что плохо. Пространство и время начинают хаотично деформироваться. Причём в первую очередь в ценностном плане. А если ещё и не было ретроконфигурации, то люди были просто не готовы к этому. Они сохраняют старое представление а мире. А, скажем, малообразованным людям произошедшее кажется вполне адекватным. В итоге, в одном сознании деревья состоят из клеток, в другом — представляют собой энергии, и эта несовместимость буквально разрывает ткань реальности.
В фэнтезийной трилогии Фреда Саберхагена «Восточная Империя» (1979) предлагается подобный сценарий. СССР и США боятся ракетно-ядерного нападения друг друга друг на друга и выдумывают ИИ, способные изменить физическую реальность в ответственный момент. Это нужно, чтобы физика не сработала должным образом и атомные боеголовки не взорвались. Холодная война перерастает в горячую. Сверхдержавы активируют ИИ, те срабатывают должным образом и... В мире просыпается магия, демоны, джинны и всё такое.
Намеренно излагаю очень грубо, чтобы даже если вы хватанули спойлер, всё равно было бы интересно прочитать.
А ведь идею Саберхагена можно было бы и расширить, и усложнить. Хотя там со сложностью и так всё очень ок. Можно было бы создать зоны с различными магическими и физическими законами.
Представьте, что Гениальный Учёный разрабатывает суперкомпьютер, сращивает его с некоей машиной, которая через сеть спутников имеет влияние на весь мир. Задача простая: предотвращать любой взрыв. Гениальный Учёный гениален, но он плохой философ. Он хочет мира здесь и сейчас любой ценой. И, кажется, что предотвращение взрывов — способ немедленно остановить войны и конфликты.
Ну и изобретатель нажимает на кнопку. А у системы-то одна задача — предотвращать взрывы. И начинается.
Предотвратить взрывы можно любым способом.
В одном регионе взрывы становятся невозможными, потому что любые снаряды превращаются в водяные шары. В другом любые объекты, стремящиеся к высокому ускорению, распадаются на ледяные осколки — суперкомпьютер случайно пробуждает элементальную магию льда. В третьем регионе машина решает, что задача была в том, чтобы взрывов не было на Земле. Ну и ладно. Он поднимает материю в воздух, организуя регион, где возможна левитация. Теперь там регион летающих островов.
Но это всё баловство.
Я уже некоторое время работаю с современными языковыми моделями (и колеблюсь от лютого восторга, до лютого скептицизма; сейчас я, скорее в скептической фазе) и убедился, что современные GAI не тупые. Во всяком случае не всегда.
Поэтому, конечно, машина Гениального Учёного должна действовать глобально и бить по самой сути.
Непригодный для игр и художественной реализации сценарий: система блокирует все взрывные реакций. То есть всё, что сопровождается резким увеличиением энтропии. В итоге блокируются даже микровзрывы на молекулярном уровне. Это полностью останавливает горение и другие химические реакции, идущие с быстрым выделением энергии. Всё, от автомобилей до кухонных плит, просто перестаёт работать. Мир, по сути, замораживается в буквально анти-взрывном состоянии, где огонь и даже человеческое пищеварение становятся невозможными.
Ещё один непригодный вариант: запрет на передачу энергии. Машина интерпретирует цель как запрет любого потенциально опасного обмена энергией между соседними областями мира. Но при этом, она старается сохранить мир как таковой в сохранности. Молекулы начинают взаимодействовать иначе, атомы в молекулах удерживаются каким-то новым законом. Но вот передача энергии в большинстве форм становится невозможной. В результате химия и физика повседневного мира перестраиваются. Люди обнаруживают, что даже такие простые вещи, как нагрев воды, требуют непостижимых усилий или вообще невозможны.
Локальный вариант: подавление кинетической энергии там, где «жарко». В местах, где конфликты идут или наиболее вероятны, компьютер решает устранять опасность физического разрушения. Эти зоны становятся «гравитационными ямами», где любые объекты движущиеся со скоростью выше некоего порогового значения резко замедляются или деформируются, превращаясь в массу, подобную резине. Например, пуля, выпущенная в этих зонах, останавливается на полпути или начинает терять форму, превращаясь в мягкую, легко деформируемую субстанцию. (Спасибо вам, дорогой Дж. С. А. Кори, за вдохновение, спасибо всем кто вдохновлял вас, надеемся, что Бестер джонтирует в лучшем мире.)
Глобальный, но не физический, а метафизический вариант: изменение принципа причинности. Чтобы гарантировать, что никакие взрывы не могут произойти в будущем, компьютер начинает менять причинные цепочки в критических местах. Действия, ведущие к взрывам, просто «не складываются» — любое воздействие, например, на устройство, которое могло бы создать взрыв, аннулируется во времени. Мягкий вариант: машина не может воздействовать на время, но может очень глубоко просчитывать временные деревья и действовать на них. Вплоть до абсурда, если какой-то злодей придумал как обхитрить машину до самого последнего момента. Он начинает поскальзываться на банановой кожуре на финальном пути к подрывной машинке. Жёсткий вариант: машина начинает действовать на саму событийность, позволяя себе причинно воздействовать на уже произошедшее. Люди начинают замечать странные временные петли и исчезновения, когда их действия внезапно откатываются назад, если они потенциально могут привести к созданию взрывного устройства.
Алхимический вариант: переписывание структуры веществ. Чтобы полностью предотвратить любую возможность взрыва, система решает переписать основные элементы, из которых состоят взрывчатые вещества. Металлы (уран же — металл?) и другие вещества больше не могут соединяться в цепочки, необходимые для реакций, ведущих к взрывам. Системе пофигу на последствия: железо становится мягким, как глина, что предотвращает его использование в оружии, а также полностью искажает основу металлургии и инженерии. Это всё ещё стопроцентное железо, но вот. Это, кстати, интересный вариант, который своей глючностью напоминает, что я шёл от теории значений понятий, а не от чего-то другого.
Временной вариант: создание зоны абсолютного контроля времени. В попытке контролировать взрывы наперёд, компьютер решает «растянуть» время. В определённых зонах оно начинает течь так медленно, что любые действия, ведущие к взрыву, идут с неимоверной задержкой. А что? Более взрыв это не «резкое» высвобождение энергии. Люди в этих зонах, пытаясь создать взрывчатку или развязать конфликт, застревают в почти статичном мире, где их попытки медленно «замирают». Тоже малопригодный вариант для какого-то реального использования, но хотелось выложить всё, что пришло в голову.
А как проходит ваше воскресенье? :)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗвучит очень интересно, но как замечено - малопригодно для использования.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что чем большее влияние на все не напрямую связанные сферы будет иметь концепция, тем меньше она будет пригодна для какого-либо использования. Таким образом, вероятно более локальные варианты - являются наиболее эффективными, если мы стремимся как-то их применить.