Здесь я попытаюсь не только кратко рассказать о старых редакциях D&D, но и возьмусь определить какой ретро-клон какой редакции соответствует. Конечно, список ретро-клонов будет далеко не полным - их гораздо больше, чем я смог прочитать и оценить. А часто соответствие будет спорным - например, соответствует ли Lamentations of the Flame Princess редакции B/X?
Если вы начинали играть в D&D с третьей редакции или позже, то многое будет открытием. Например, что третья редакция - это на самом деле седьмая (или восьмая, если считать Rules Cyclopedia отдельно от BECMI). Впрочем - обо всём по порядку!
"О" - значит "original", что в переводе с английского значит "подлинник". Первая картинка - это коробка, остальные три - книги, которые в ней лежали. Если видите, что где-то в англоязычных интернетах говорят "нулевая редакция" - это о ней. Ознакомиться (на русском языке) с впечатлениями Джастина Александра об этой игре можно здесь и здесь. Чисто по этим книгам было довольно-таки трудно играть: фактически это были брошюры с хоумрулами для домашних игр Гигакса и Арнесона. Вслед за этими книгами вышли, так называемые, "расширения" (supplements) числом четыре, в которых уже были необходимые подробности.
Годы издания 1976 - 1979. К 1976 году явно назрела необходимость новой редакции правил. Расширения были изданы и надо было собирать всё вместе. Редактором этой редакции выступил Дж. Эрик Холмс. Получившаяся игра - довольно-таки уникальная и редкая штука. Очень многие начинали с OD&D или же сразу с B/X, а между тем предполагалось, что эта коробка сможет выступать как начальный уровень правил и для D&D, и для AD&D. Но правилами покрывались только три первых уровня развития персонажа. Продолжение так и не вышло, ибо достаточно быстро стало понятно, что D&D - будет отдельной игровой линейкой, а AD&D - отдельной.
Окончательно понятно как писать правила таких игр стало примерно к 1981-му году. Том Молдвей, Дейв "Зеб" Кук и Стив Марш (не тот, что в Steve Jackson Games!) - вот те, кто ответственны за появление этой редакции. Конкретно Молдвей был редактором "базового набора" (первая картинка), а Кук и Марш - "экспертного" (соответственно, вторая картинка). Эти книги стали актуальным D&D.
Первая книга перекрывала правила по первым трём уровням персонажа, а вторая - с 4-го по 14-й и содержала советы как быть на более высоком уровне. Обещали также выпустить "набор-компаньон" (Companion Set), в котором можно было бы играть до 36-го уровня. Но B/X-совместимый компаньон так и не вышел.
Что произошло - я так и не понял, но эта книга, которая вобрала бы в себя все сапплементы OD&D так и не вышла. Однако B/X были написаны и сбалансированы так хорошо, что мифическую "третью книгу" писали в т.ч. и фанаты этой редакции. Вот например. Другим примером такого компаньона может служить великолепный B/X Companion от RBG.
Мне особенно мила эта редакция, так как с неё я начал погружение в мир старых редакций D&D в 2013-м году.
Первый ряд - это BECMI, второй - RC. BECMI - это Basic, Expert, Companion, Master и Immortal книги, которые редактировал Фрэнк Ментцер. Собственно, они были улучшением редакции B/X и заменяли её. Годы издания 1983 - 1989. Играть можно было до 36-го уровня и дальше - к бессмертию! Каждая книга - правила по какому-то набору уровней.
Rules Cyclopedia - это компиляция правил D&D, сделанная Аароном Оллстоном. Это всё BECMI, а также дополнения из "газетиров" (можно сказать что это сеттинговые дополнения по миру "Мистара"). Также была вводная книга, которая покрывала уровни с первого по пятый и была аналогом "базовых наборов" (вторая картинка). А книга "Wrath of the Immortals" (третья картинка) пересматривала правила по бессмертию и на сверхвысоких уровнях. Вышла Rules Cyclopedia в 1991-м году и многие считают этот труд последней редакцией D&D!
На ней закончилась история Basic D&D.
"A" это у нас, стало быть "advanced", что означает "продвинутый". Я бы не сказал, что AD&D это наследник D&D. Даже хронологически это не так: это две линейки игр, которые развивались параллельно.
Первая редакция AD&D начала выходить в 1978-м году. И это была игра в сравнении с D&D
а) более формализованная,
б) настроенная на турнирную игру.
Параллельно выходящая D&D, в редакциях сначала Холмса, а потом B/X, сохраняла более свободную форму и отношение, собственно, к игре.
Что касается терминов, то "OAD&D" это то же самое, что "AD&D первой редакции". Сам Гэри Гигакс говорил, что многие правила в игру включены под давлением окружающих: модификаторы к оружию от типа брони, псионика и т.п.
Ко времени издания этой игры, пути Гигакса и TSR разошлись, а Дейв "Зеб" Кук решил пересмотреть правила AD&D.
К этому моменту был виден и потенциал игра. А также - продажи. Это было тем более важно, что к 1989-му году было уже много настольных ролевых игр вокруг, и надо было смотреть за тенденциями и развиваться, чтобы конкурировать с окружающими.
Как говорят, Гигакс и сам планировал вторую редакцию, но не такую как Кук. Есть игра Adventures Dark and Deep Джозефа Блоха, которая представляет из себя то, как могло бы выглядеть AD&D 2ed, если бы её делал Гигакс.
Первая строка - D&D 3, а вторая - D&D 3.5.
Сразу после того как Wizards of the Coast купила TSR, она начала работу над новой редакцией D&D. К тому моменту WotC были сверхуспешной настольно-игровой компанией, давшей миру Magic: the Gathering (Гарфилд был знатным фанатом World of Darkness, да).
Новый издатель не забыл, что существует разница между D&D и AD&D и маркетинговый сет-ап строился, в числе прочего, на утверждении, что новая редакция вдохновлена обеими линейками.
Под анонсы о таком объединении, игра и была названа просто D&D. Эти времена я уже застал в осознанном возрасте и помню также, что маркетологи WotC говорили о боязни новичками слова "advanced".
Также всему миру было сообщено, что это будет "третья редакция", что она будет издаваться под крайне либеральной лицензией (OGL), и что будет вообще унифицированная игровая механика d20 System.
Несмотря на то, что игра тотально несовместима с редакциями до неё, я бы сказал, что это действительно третья редакция, но AD&D, а не D&D. По духу правил, по подходу к использованию игровой механики - это игра была вполне себе продолжателем дела TSR.
Она обрела большой коммерческий успех. Третья редакция издавалась с 2000-го года, а редакция 3.5 - с 2003-го.
Монте Кук, Скип Уилльямс и Джонатан Твит - вот авторы этой редакции.
Наверное важно будет заметить, что мода на "компьютерную" нумерацию версий внесла свой значимый вклад в наименование игры, но как-то "подвисла". Я считаю, что надо было идти дальше, выпускать альфу, бету, редакции 3.2, 3.7, 3.95 и 3.95c :)
Если вы начинали играть в D&D с третьей редакции или позже, то многое будет открытием. Например, что третья редакция - это на самом деле седьмая (или восьмая, если считать Rules Cyclopedia отдельно от BECMI). Впрочем - обо всём по порядку!
OD&D
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjq1jFDvD94swELSsF-uVg08yrFzcDtrhX-M4OJRRQ8Nqvm5ejWHimnNlM_D0youkLcqucNt6BOjFG4ToNdnZUcIk5fqYcuFhTByBHcTH61L7OLsK5OFOb_t6jNbTn5CnRLESUKeFuUyho/s1600/odnd-box.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjOzvz128fCzCE7vlIBU2QoDu9WyeNKgX3vjC48Q4p35sV_FuOZusOcy9euhKAs3HXfCu5IUeD7zRGxgcCj3mTFtLLPa8h6JcRkkRZM1Z7WVKw1tiMmX5aGYvH8WhZl0e5UV3wVcGimryk/s1600/odnd-book1.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhpiQjeak3dSUT0fjPG5kz_wqB6XCtASkyNRMsMUP8XKU98mK0uj3JGsG47IkvBgoZWHsPVDys6JhOOXvjsXhezBm0cUw7Fx7rUEh_FFGFKjtxUYxfB3gBPmUbM7msYA9bHartc0IkX5z8/s1600/odnd-book2.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgrzDcy0KunRX_AKEZu8XgBDBfUwMv9N07d1dzszQwgRP0yyoogqcfC9XSIF79gQYWKg4Y6eU1nW2ARW9qBsq81xrwfVvFNA9vZiDa50FsNOhmPqfb3Kg6skQuMoXL0A9db2qV5T9hDjm8/s1600/odnd-book3.png)
"О" - значит "original", что в переводе с английского значит "подлинник". Первая картинка - это коробка, остальные три - книги, которые в ней лежали. Если видите, что где-то в англоязычных интернетах говорят "нулевая редакция" - это о ней. Ознакомиться (на русском языке) с впечатлениями Джастина Александра об этой игре можно здесь и здесь. Чисто по этим книгам было довольно-таки трудно играть: фактически это были брошюры с хоумрулами для домашних игр Гигакса и Арнесона. Вслед за этими книгами вышли, так называемые, "расширения" (supplements) числом четыре, в которых уже были необходимые подробности.
Ретро-клоны
- Swords & Wizardry
- Labyrinth Lord + Original Edition Characters
- Microlite74 Basic, Standart или Extended
- Microlite78
Holmes D&D
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg5O7Yl6vFo316V1YJZIFtz5v_Iyd5CSED2Fg-1fIezt8HjlmIsUT5Vqy9aVRVnUtEL-3dWBf75R2yoUfwkPoz_jHx_yCcbctcjI-EqCs1xpACXyfvO-ZiZAvnQSNFO5DFTkXGSTwX4hIA/s1600/holmes.png)
Годы издания 1976 - 1979. К 1976 году явно назрела необходимость новой редакции правил. Расширения были изданы и надо было собирать всё вместе. Редактором этой редакции выступил Дж. Эрик Холмс. Получившаяся игра - довольно-таки уникальная и редкая штука. Очень многие начинали с OD&D или же сразу с B/X, а между тем предполагалось, что эта коробка сможет выступать как начальный уровень правил и для D&D, и для AD&D. Но правилами покрывались только три первых уровня развития персонажа. Продолжение так и не вышло, ибо достаточно быстро стало понятно, что D&D - будет отдельной игровой линейкой, а AD&D - отдельной.
Ретро-клоны
B/X
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh-dVvTshTP1OxcqcKF-SCgZdOic2BzELO1Sx8iA_xuHKhkgf_s9uzybcIRIxggTb_zEhuAd2q7z653EkBRe-y-Kt5BYgDqH8seBAkFHrErW0is2xkuM7NcahfcpcnxvZc8RLOA9Z1ToCc/s1600/bx-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiJg4-I_XoV8aD0SwN6xrK9C2SnLHvTxrtSZvjQK_rnRrV5atakbAsRQZ4YwiBIEEQe2uv9RrQ901mcV6PJzoimVvRQ0GCPq0RANEp-lzwN6cAdLx_pj4YtdQ_UJSTqJwX7kmDhcjNGqK0/s1600/bx-x.png)
Окончательно понятно как писать правила таких игр стало примерно к 1981-му году. Том Молдвей, Дейв "Зеб" Кук и Стив Марш (не тот, что в Steve Jackson Games!) - вот те, кто ответственны за появление этой редакции. Конкретно Молдвей был редактором "базового набора" (первая картинка), а Кук и Марш - "экспертного" (соответственно, вторая картинка). Эти книги стали актуальным D&D.
Первая книга перекрывала правила по первым трём уровням персонажа, а вторая - с 4-го по 14-й и содержала советы как быть на более высоком уровне. Обещали также выпустить "набор-компаньон" (Companion Set), в котором можно было бы играть до 36-го уровня. Но B/X-совместимый компаньон так и не вышел.
Что произошло - я так и не понял, но эта книга, которая вобрала бы в себя все сапплементы OD&D так и не вышла. Однако B/X были написаны и сбалансированы так хорошо, что мифическую "третью книгу" писали в т.ч. и фанаты этой редакции. Вот например. Другим примером такого компаньона может служить великолепный B/X Companion от RBG.
Мне особенно мила эта редакция, так как с неё я начал погружение в мир старых редакций D&D в 2013-м году.
Ретро-клоны
- Labyrinth Lord (мой обзор) (мой видео-обзор)
- Basic Fantasy (мой обзор) (видео-обзор)
- Lamentations of the Flame Princess (обзор) (мой обзор) (видео-обзор)
- ACK
- Microlite 81 обычный, Complete или Extended
BECMI и RC
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhk7tHIHREEcqSnx1SOB7CCDNnDEts41DNxbz6t1D5hB8ABM0izKzF33vlNInpBkNZHmaTdn990DDUN46rd9p-9e3r0D9RHLuJu3ckC-jYyqYJYjvuTrvBvZzXppLP2wH_LtI_HjjK3fDs/s1600/becmi-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiAjq74EYNY0QAgjgQbmSNWXofmvSiQkAzwOmjBYuODxO1gBoLnZP9fkEGtKPR-X040p4JZIHweYXD5PRmIxKh9wJ7wj4XEftvhp3G0Q_YJdkVCwYq2UaVwLgkiJ133p84wNbOb8fGvXxY/s1600/becmi-e.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiKZIi_HRbNgB5OM-24LchSf8qj2wO_Mw9T0QwMi00lCE_0y3snyvUfd9y4BaWe2jyTaKlWVyZbL1vRgcnhtWKZHJKJu-uttP5uvhFoDJopSWx_Yfi8ESP9o6_HY8cRRpU0BJ-cUrEjmHg/s1600/becmi-c.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiP6z9CuTDR9LUvtSIS2nv7SoDRhZusrUmZ1mrL9R-LAUKd3hvnQ9odp8R3I77_omHDBbnd-l-8pikLGjI_GpdTuUBKmRi82D7Dwwrb6JDZEeS_P4RXKg7kEP9fcFmagBGFn-tjLdPa1zY/s1600/becmi-m.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhfDyBaxNHGtIta5Xuc2Kn2dkhq-FoK6BEjTrZgiY7bkGDXc12gOsP3l0yKbzFq32cCl0Q02YMz8zreqcxpTnfQ1_S6176H3z3TC8qU6zMjziSkmI87FXJipNAwtoicsH8LPFRb2kJ8Fx8/s1600/becmi-i.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhi31abz3oTH_S0_qq54rLGm7DocYXkmn8nbLs3dGFZscpNbpLgkqB7EHh8A6iF303DkcqJek8G5Ah2lwYNpGz8xvwYkU2r6MQdkhZoXWsHEkmjpQnoKxKiXxd6S-a8ZZf95oXGTJYx6o0/s1600/rc.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgeAF-xT0ICMf9nzIx_QHItH4ZA7JwBbz5uWqRvubckh4Rq3psltZtcYO8H42rXyC50d6NnW344OZuHrHNg0xblwo6G7kX0WcKV3e_O30cesMAL2fi-5smtAHhZhyzNEUjmy5Qo2mOpsK8/s1600/rc-intro.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjhEPxA9UC3XFB6JDf3u82aPchQ5b02yLCjpbmuLCIMEpKxpABddmih-zUSAvGxnct-dpN6B5rpREy12-hYLBRafqiq1PdpqkRekMBLd6_R6tumAxHknmM_u_Ki2uW0oa5qFUYyWCTMm2Y/s1600/rc-wrath.png)
Первый ряд - это BECMI, второй - RC. BECMI - это Basic, Expert, Companion, Master и Immortal книги, которые редактировал Фрэнк Ментцер. Собственно, они были улучшением редакции B/X и заменяли её. Годы издания 1983 - 1989. Играть можно было до 36-го уровня и дальше - к бессмертию! Каждая книга - правила по какому-то набору уровней.
Rules Cyclopedia - это компиляция правил D&D, сделанная Аароном Оллстоном. Это всё BECMI, а также дополнения из "газетиров" (можно сказать что это сеттинговые дополнения по миру "Мистара"). Также была вводная книга, которая покрывала уровни с первого по пятый и была аналогом "базовых наборов" (вторая картинка). А книга "Wrath of the Immortals" (третья картинка) пересматривала правила по бессмертию и на сверхвысоких уровнях. Вышла Rules Cyclopedia в 1991-м году и многие считают этот труд последней редакцией D&D!
На ней закончилась история Basic D&D.
Ретро-клоны
OAD&D
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhaZQZcNVNe0cJUkrH-8dTvXumqqeB0UWbzDWge1zi7C7qVqitenqadOJZcbuAzHRKx0GH5iumRw7KQI8hyohDdfsNkfibUD_5B-VF9LiWSgfEKveK-iz5D0CXJJRwRVTJkCAGtcLIoMN8/s1600/oadnd-phb.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiL1qKJYlzfA5pq15hnzwEoj4UKKGX-NVHnY027pkLL12NgnbIDQYicmT-e2hxcktQMadOgz4ENI1ZRiqL8W5qZWSLKc9Vhbar6hBQwZ-ahFuc5mMJSO20BzrPopIt0GsSIAI4sDuKdoKk/s1600/oadnd-dmg.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgB9ppPkdJbI74pOv9u4q6nyOlfrqj9QOh9T2RyyJK4CrMd0EQrVl6X07KxkGO5OTMncBWcWvOXMceg4cu12F81dw4m9qBY2LGybK1NgoeQToCpfJk3d3hcQoMO8inM4Qc9R04M05tMJEQ/s1600/oadnd-mm.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh7qF5bhkJgh5bMl2MDIylnmPW9vQDnOogSdlDThLLgQTghJFAENhcirmRfSA6BVICZH2977ErUeu7R3AISM7ipJjLTFIytGdBa8yvUoPRSzCzahVmcYWQmf8OwLOfsd-mbXJuW0fmrmxw/s1600/oadnd-phb-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgOOroCCG9MtGBvUrlWxhUPAExRd4wwWjsNwcHbAJtkR547f9FiGA32g5ok3o_G3pOltaXFzO077MoMR6AsIO7epEnKr_I2Rcx6GsdC3kbrgP2XXJKzD6qSEnxlT1sQKIM_frY-s6VGxhU/s1600/oadnd-dmg-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjBHC3lvEzlk98fPxKdANa7XjTtRxzBtJ5s-kWz8JtHpNoE0akNgA-r1UMh69_j1jrn9U0Ekua3-fu29dYqOlwO032i8hvZPSxEb3vHnkrxIg-7b4G5s2n1h8oJ1ah4pHBA_spAJ2b45xk/s1600/oadnd-mm-b.png)
"A" это у нас, стало быть "advanced", что означает "продвинутый". Я бы не сказал, что AD&D это наследник D&D. Даже хронологически это не так: это две линейки игр, которые развивались параллельно.
Первая редакция AD&D начала выходить в 1978-м году. И это была игра в сравнении с D&D
а) более формализованная,
б) настроенная на турнирную игру.
Параллельно выходящая D&D, в редакциях сначала Холмса, а потом B/X, сохраняла более свободную форму и отношение, собственно, к игре.
Что касается терминов, то "OAD&D" это то же самое, что "AD&D первой редакции". Сам Гэри Гигакс говорил, что многие правила в игру включены под давлением окружающих: модификаторы к оружию от типа брони, псионика и т.п.
Ретро-клоны
AD&D2e
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiS9dXL5PNjnHBzwpSpxLF2PG_42nR3eA11FEDXqO2wB7qSsF5Qajm7kTRGWVGOoE2scDqwMS6Kr_6F31BRWMH38d3VqoQod68FWkNYEo1KEX4VVMWLlW2Aub30HurdK8S4Z1S00eoS1F8/s1600/adnd2e-phb.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhsa_vGl3ReBXqEEy8BRdqR1d4UUu6fL2c1xplRB0U0yByhKR1vYCYwmNTmuR85Px7HWRS09d4hbJSoRSvjXP4fHdpXaP87xBCS4sB4wEVT8b3TV-qoYRc1lEy81JkwB1u-oAEHZN3h26k/s1600/adnd2e-dmg.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg6F3KNy3os5bOXOzRDqv91ldcyX3Y4qenh729N2XTaxuyl5xFXkPacy1SK_0MkPbswbN1GXJ7FxZ4XEEVPPSrk2uLn2G-ljuEX112t0IA7Djh-Jow6Mji1Ja3tMA1BQKgcvXwv0k0lAUI/s1600/adnd2e-mc.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj83M1TB59xwwV27Qpu4LVbSrJ2QEwGGDuPhgZGGcGC5Dj6ZsCGnAy_RMgEbgRrIhOhclGflk6qPeOE6afyulzmbEtb5f_v7JF83i84IUKRr6NhulG16jz0P9G20T6TN2UHc5XXLeRYwq8/s1600/adnd2e-phb-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiWGGR6eMrDITIPC0_4K2Xzwzw9wQyZSrBIhD8QVoT-JgLdd6BQ_9847yABqC-R2VSChZ3L43ehshc7oCjLgze8HUAY0nY_DCrFYZ2GUxY9CFcwESTSvHBmsZ7e4vn7EPpPdNk29tQxtqI/s1600/adnd2e-dmg-b.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhKp7TyUxlQ_OfHKM_h1nTaJlKb-TXWRKW_Yw9B_dITxJsael5OAjbi2gRQs74qRrmXzHh0FwK4elTsDpReds3XJSyVHoN47FpQos8-op7tuGq_cK3uN9HOjmlD4Tc8U8j0I4HKPlNz2K8/s1600/adnd2e-mm.png)
Ко времени издания этой игры, пути Гигакса и TSR разошлись, а Дейв "Зеб" Кук решил пересмотреть правила AD&D.
К этому моменту был виден и потенциал игра. А также - продажи. Это было тем более важно, что к 1989-му году было уже много настольных ролевых игр вокруг, и надо было смотреть за тенденциями и развиваться, чтобы конкурировать с окружающими.
Как говорят, Гигакс и сам планировал вторую редакцию, но не такую как Кук. Есть игра Adventures Dark and Deep Джозефа Блоха, которая представляет из себя то, как могло бы выглядеть AD&D 2ed, если бы её делал Гигакс.
Ретро-клоны
D&D 3 и D&D 3.5
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgjriGgpo8yHvV-Txh-IfbyiBpHP5ZO8Zdwv54EWPkSlr8ibbNeBpFrSYXJcXlINA9wPF7UYD9fPzDjLprviG28o11JfDwzxb4sRbSfkyGH28SoXEybmokRphH2rsvhRoYVuQbsP-PXElE/s1600/dnd3e-phb.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEicpdwm4ipgxsNvNBCg88hoxoS4yR2nfeq5EpBrhWa6y4AhvxOfgAmJ5vQDOENKSIBuF-3BhLoxMWy8iOzDef4Ugapo90d1N2DOPTY_2c4MXCuWpzihn-n4rJm3xKQLMewrDgwVcJhtXuA/s1600/dnd3e-dmg.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgRV5gqVAGbklmho7lzRZTUPy2OrAXgU4pJHLDBm8g9gmpmQ2aEvPabPS9MTefJ5JiCs-awVFa37SkzRYbddnKueenj5ylPMmN0Kv8Py6onU6Vs3aagRIADTAtFmncMk0gZ4jIonWY0ZZE/s1600/dnd3e-mm.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjstvb6nLMg9qTUZi4PcP9w7-qWprp1Jb6IQapFkonLhaHuVCD1-NzSsgm3NN_rgIgMG3A-eUUJ1M0UBeD5X8tDFSjvkENq0K2XNJm2WZJR9CkA0cJaJu5rZojaE2Lo2BE7ZC2bLS-J0zk/s1600/dnd35e-phb.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjTjSIpYiEJLBXtSoJCBSQhauPeEGMw5gLQfYjiiVHyFlBBN0PhPZGTOH1vNDar8s4cjRybkc13VWfm_bti0fdug2Z-bW4PNbIYMNELIKFDxernJKkcIGAfZRje7KJx6z26Ni2vRy58r9U/s1600/dnd35e-dmg.png)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjMYlnctlv72j4gq8WRG29Fp-XgVqmRAaEdp0gHlB6E9r3P2j2oJUP3kJ_bxhpOIP9ldxMbqHBaI-COhFa38ylSALO96ZCY6EjGm5SoE68EUymKnqvcGdNk44dv4elB7dh-Rm21ROpm11Q/s1600/dnd35e-mm.png)
Первая строка - D&D 3, а вторая - D&D 3.5.
Сразу после того как Wizards of the Coast купила TSR, она начала работу над новой редакцией D&D. К тому моменту WotC были сверхуспешной настольно-игровой компанией, давшей миру Magic: the Gathering (Гарфилд был знатным фанатом World of Darkness, да).
Новый издатель не забыл, что существует разница между D&D и AD&D и маркетинговый сет-ап строился, в числе прочего, на утверждении, что новая редакция вдохновлена обеими линейками.
Под анонсы о таком объединении, игра и была названа просто D&D. Эти времена я уже застал в осознанном возрасте и помню также, что маркетологи WotC говорили о боязни новичками слова "advanced".
Также всему миру было сообщено, что это будет "третья редакция", что она будет издаваться под крайне либеральной лицензией (OGL), и что будет вообще унифицированная игровая механика d20 System.
Несмотря на то, что игра тотально несовместима с редакциями до неё, я бы сказал, что это действительно третья редакция, но AD&D, а не D&D. По духу правил, по подходу к использованию игровой механики - это игра была вполне себе продолжателем дела TSR.
Она обрела большой коммерческий успех. Третья редакция издавалась с 2000-го года, а редакция 3.5 - с 2003-го.
Монте Кук, Скип Уилльямс и Джонатан Твит - вот авторы этой редакции.
Наверное важно будет заметить, что мода на "компьютерную" нумерацию версий внесла свой значимый вклад в наименование игры, но как-то "подвисла". Я считаю, что надо было идти дальше, выпускать альфу, бету, редакции 3.2, 3.7, 3.95 и 3.95c :)
Ретро-клоны
* * *
Про D&D 4ed я уже ничего толком сказать не могу - не играл. Однако же я читал Dungeon Master Guide, и мне показалось, что неплохо. Даже хорошо: масса конкретных рекомендаций как водить. Лучше, чем D&D 3.5 из которой совершенно непонятно "как играть", пример игровой встречи в DMG давал мало, а основой всех советов было: "лучше бы вам показал кто-то кто умеет". А вот D&D4e, вроде, этой болезнью не страдает.
Когда уже Иван прочтёт 5-ую редакцию и вкатит тут обновление? =)
ОтветитьУдалитьЯ прочёл. Разочарован.
Удалить