26 янв. 2022 г.

Сеттинговые возможности: эпоха Барокко

В чреде якобитских восстаний сражались не просто сторонники династий. Между собой воевали два разных варианта будущего.

Откуда взялись якобиты? В конце XVII века король Яков II Стюарт был свергнут в результате Славной революции. Тогда произошло следующее: Вильгельм III Оранский возглавил голландские войска, высадившиеся в Англии для помощи протестантам желающим освобождения от власти католического короля. Конечно у Вильгельма был и политический умысел — под руководством Якова II английские армия и флот были значительно усилены. Назревал союз англичан и французов (опасения были напрасны: до конца Семилетней войны этого так и не произошло), который мог привести к вторжению в Нидерланды. Английские англикане видели в Вильгельме III покровителя всех протестантов и буквально умоляли его поддержать восстание. И тут можно подчеркнуть то о чём я и хочу рассказать — нравы в те времена были настолько простые, что правитель Нидерландов поддержал восстание в Англии настолько хорошо, что сам занял английский престол. Частично это удалось узаконить тем, что Вильгельм взял в жёны дочь Якова II – Марию Стюарт.

Чтобы не допустить возвращения католиков, английский парламент (жизнерадостно занявшийся самыми жестокими репрессиями) в 1701 году принял знаменитый Акт о престолонаследии. Документ лишал любых на прав на престол линию Стюартов в частности и, по сути, не допускал шанса для воцарения на английском троне любых католиков. Документ был подписан вовремя — в 1702 году Вильгельм III Оранский умер. На полях замечу, что в России в школах рассказывают про конституционную монархию в Великобритании. Мол, вот и буржуазная революция у них была раньше чем у всех, а что короли и королевы на троне — так это понарошку. А вы ПОГУГЛИТЕ текст английской конституции. Первое открытие, которое вас ждёт это её полное отсутствие. В конституционной монархии нет конституции. Рассказывают, что она вот не кодифицирована и упомянутый Акт — один из документов её составляющих. Так и называется: «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных» (An Act for the further Limitation of the Crown and better securing the Rights and Liberties of the Subject).

После смерти Вильгельма на престол взошла королева Анна. Она была дочерью Якова II, но по по приказу её дяди — Карла II, который занимал престол, когда она была ребёнком её воспитывали в протестантских традициях. Тут, опять же, можно сделать отступление, чтобы рассказать о славных демократических традициях. Вы наверное хотите спросить — как так вышло, что после Карла II стал править его брат. А вот так — все дети были бастардами. В 1960-ых годах образцы волос короля были исследованы и учёные вроде бы нашли там следы передозировки ртутью. Вот так вот. Алхимией увлекался. Карл II несмотря на то, что был протестантом сочувствовал католикам и вроде бы даже перешёл в католичество на смертном одре. Увлечёшься католичеством, пардон, алхимией — сразу концентрация ртути в организме повышается. Ну это мы отошли куда-то в сторону. Вернёмся к Анне и её наследникам.

Как вы понимаете Акт о престолонаследии обеспечил аккурантную передачу власти совсем не потомкам Якова II. Анна была буферным правителем и на престол взошли не её дети. Королём Англии после неё стал Георг I, сын Софии Ганноверской, которая и была упомянута в Акте как родоначальник всех будущих законных правителей. И вот уже начиная с Георга I Великобритания двигалась со всеми остановками вплоть до 1901 года. Заминка в 1901 году произошла из-за того, что страной правила королева Виктория. Она была матерью следующего короля Эдуарда VII, но передать фамилию в этом случае не так просто. Так что стали управлять страной формально уже не Ганноверские, а Саксен-Кобург-Готские. И правят по сию пору. Запомните дети: Саксен-Кобург-Готские это хорошие, конституционные, монархи, а вот Гольштейн-Готтроп-Романовы — это плохие тираны и угнетатели. Чтобы узнать кто из них какой, читайте лондонскую газету «Таймс».

Вообще я не хотел об этом всём говорить. Я хотел развернуть для вас более релевантный НРИ образ: женщина в традиционном шотландском наряде несётся на статном скакуне по вересковым полям, а к её берету прикреплена белая роза… Но надо же было ввести в курс дела!

Так кто же такие якобиты? А вот как раз сторонники восстановления на престоле Англии дома Стюартов. Но и здесь есть твист, и связан он с шотландской идентичностью. В принципе Шотландия и Англия уже давно были одним целым — династия Стюартов объединила эти государства под личной унией. Король Англии был также королём Шотландии. В известной степени северная часть страны вообще оставалась фронтиром — горные регионы не в рекламных целях, а на практике жили своим особым укладом с кланами, септами, сложнейшей системой взаимных присяг, обид и наследуемой кровной мести. Горцам во всей видимости это присуще. В 1706 году, в правление Анны, был подписан Акт Единения с Шотландией (Union with Scotland Act 1706), а в 1707 шотландский парламент выпустил и узаконил Акт Единения с Англией (Union with England Act). Эти документы окончили ситуацию унии и превратили Англию и Шотландию в Великобританию. Анна (якобы Анна, я думаю, что она была марионеткой в руках высших лиц Англии и самостоятельной роли не играла) созывала многочисленные англо-шотландские комиссии, согласовывавшие условия объединения. Там же было выдумано и название. 1 мая 1707 года новое государство начало своё существование с единым парламентом. Противниками такого объединения в Шотландии были именно якобиты, опасавшиеся религиозных притеснений.

Но дело было не только в угрозе свободе совести. Кажется, что смесь «католицизм плюс династия Стюартов» была отражением одной цивилизационной стратегии, а смесь «ганноверские дворяне и религия на службе государства» — отражением совершенно другой. В чреде якобитских восстаний, последовавших за объединением, сражались не просто сторонники династий. Между собой воевали два разных варианта будущего. С одной стороны: конгломерат королевств на островах, обладающий каким-то хоббитячим и безбашенным-кельтским задором. Некая конфедерация, направленная на европейскую политику. А вот с другой стороны: расширяющаяся во все стороны империя. Причём, как мы с вами можем сейчас наблюдать, империя евразийская, а не просто крупное государство в Европе. В конце-концов даже формально империей Великобритания стала, подняв наследство Великих Моголов. Ну это так, «шутка».

В любом случае, сомнительно, что все эти тектонические, рассмотренные через историко-философскую линзу, процессы тогда хоть кто-то осознавал. Тогда дело было именно в религии, в чести и в свободе. Горная Шотландия стала базой для трёх восстаний якобитов: в 1715, 1719 и 1745 годах. Именно о последнем я и хотел рассказать, чтобы показать какие сеттинговые возможности есть у эпохи Барокко.

После двух неудачных восстаний многие сторонники Стюартов рассеялись по всей Европе. В 1726 году был основан Тобосский Орден (The Order of Toboso) история которого заслуживает отдельных захватывающих рассказов. Орден был общеевропейской сетью якобитов. Эту сеть составляли списки почтовой рассылки, принятые системы шифров, конспиративные и открытые базы и так далее. Однако в первую очередь эти люди общались между собой и поддерживали связь. Они знакомили друг друга со своими друзьями и укрепляли сеть. Вообще Тобосский Орден — это социальная сеть своего времени. Вполне можно было опрокинуть его историю на развивающийся Интернет годике эдак в 1991. Нам повезло, что историей якобитизма интересуется не так много людей и монстр, который был бы покруче Цукерберга, на горизонте не нарисовался. К чему я это рассказываю? К тому что по всей Европе были те кто ждал нового восстания и готовился к нему. Определённые средства для финансирования мероприятия тоже были. Необходима была только фигура, которая смогла бы возглавить движение. И такая фигура нашлась — внук Якова II Карл Эдуард Стюарт.

Это был рыцарь из романов. Он был высоким, умел держать и подать себя, а на его плечи спадали золотистые волосы с рыжинкой. В Дерби ему установлен памятник, это пригород Лондона и именно туда удалось дойти шотландским войскам под его предводительством. Говорят, что его называли «Красавчик Шарль», а в историю он вошёл как «Молодой претендент» («Старым претендентом» был его отец). Кажется, что сам Карл Эдуард понимал как он выглядит и кем является — он умел подать себя и, наверное, думал о себе как о рыцаре и принце. Принце без страны, конечно же. Но для таких людей как известно «честь потеряна — всё потеряно, честь не потеряна — ничто не потеряно».

Чести у Молодого претендента было — хоть отбавляй. Он был полон отчаянной решимости явиться в Шотландию и вернуть своему отцу власть. Ганноверская династия находится на английском троне незаконно! Правда была в том, что из-за того, что поддержка на острове у якобитов была только в Шотландии — начало восстания возможно было только там. Память о предыдущих двух восстаниях в народе (но не среди дворянства) преломлялась именно как о восстаниях против владычества англичан и за независимость.

В 1740 году на континенте началась Война за австрийское наследство и Карл Эдуард решил действовать. В 1743 году англичане вступили в войну (Империя, что поделать) и их армия оказалась занята. В 1745 году мятежный принц вместе со своими немногочисленными сторонниками (говорят, меньше десяти человек) отправился в Шотландию, где и сошёл на берег на острове Эрискей 23 июля. Как викинги за 1000 лет до этого, только викинги приходили брать, а последние европейские рыцари — возвращать. Конечно же корабль не встретила армия добровольцев, готовая к открытому выступлению и войне. Несмотря на то, что некоторые кланы поддерживали якобитское движение и выделяли на него деньги, опыт двух предыдущих попыток был слишком горьким. Возможно, смириться с положением вещей было бы более разумным.

Тем не менее, когда Карл Эдуард явился ко двору МакДональдов, вождь клана Аллан МакДональд из Кланраналда принял его! Более того — на совете было решено присоединиться к открытому восстанию, если у Молодого претендента получится набрать хоть сколь-нибудь приличное войско. Так, постепенно некоторые кланы воодушевлялись Карлом и присоединялись к его плану. Впоследствии, после поражения в открытой войне в 1746 году армии якобитов, значительная часть этих кланв будет вести войну ещё лет десять — двадцать… Что поделать — цивилизационная инерция на исторических развилках штука тяжёла. И да — это будут последние горные кланы Шотландии. Именно после якобитского восстания разница между равнинной и горной Шотландиями исчезнет и кланы уйдут в прошлое. Конечно, сейчас ещё мы слышим о кланах, об актёре Иване МакГрегоре из клана МакГрегоров, но всё это — искусственные вещи для рекламы. Эпоха кланов ушла в момент поражения якобитов.

Были и сложности, которые привели к романтическому эпизоду, ради которого я и затеял этот рассказ. Огромный и влиятельный клан Камерон, возглавляемый родом Лохил, державшим все септы в железном кулаке, отказался присоединяться к восстанию Стюартов... Вождь Дональд Камерон из Лохила понимал чем вообще всё это может закончиться. По одной из версий он родился в 1695 году (по другой — в 1700) и хорошо помнил события двадцатишестилетней давности. Однако… Красавчик Шарль...

Сестра Дональда Камерона, Дженни Камерон, была интересным человеком. Её воспитывала тётка в Эдинбурге, которая пыталась сделать из неё леди. Однако общение с лакеем и домоправительницей оказались интереснее для Дженни. Благодаря этим двум слугам она познакомилась с изнанкой столицы. Сотрудники органов правопорядка какими бы они тогда ни были, поймали девочку во время пьянки в борделе… Тётя, конечно, вытащила Дженни из тюрьмы, но посадила уже под домашний арест. Это, в свою очередь кончилось тем, что её застукали в постели со слугой. Уж не знаю — с тем же самым ли. Лакей оказался на улице, а Дженни оказалась беременной. Однако всё закончилось выкидышем — опять же нам неизвестно подстроенным ли. Короче говоря, сестра вождя могущественнейшего клана оказалась в монастыре во Франции…

Живя между монастырём и родственниками клана Камерон в Париже Дженни продолжала взрослеть. Сохранились данные о «любовных похождениях» с «очень большим количеством мужчин». Монастырь не стал последним пристанищем для такой как Дженни. Она отправилась в военный поход во Фландию вслед за ирландским солдатом подполковником О’Нилом. Дженни одевалась в мужской костюм и так маскировалась, а звали её в это время Джонсон. О’Нил умер во время перемирия, начатого Утрехтским договором. Известно, что в 1717 году Дженни снова была беременна, однако не вполне понятно, чем это закончилось. В любом случае, не имея средств к существованию, она опять оказалась в Шотландии. Ну а там её застукали в постели уже с братом…

Тем не менее, она обладала какой-то невероятной харизмой и, по всей видимости, была очень красива. В 1745 году, когда представители кланов собирались в деревне Гленфиннан, чтобы поддержать Карла Эдуарда Стюарта, Дженни Камерон оказалась там же. Всегда в гуще событий, хи-хи. Тогда отобралось 200 добровольцев, которые влились в армию Молодого претендента, а также ему было передано стадо коров для прокорма. Неизвестно тогда ли Дженни уверовала в якобитское дело или, может быть, уже в Париже шотландские эмигранты говорили о справедливости… Представьте себе «вдову на вид лет 40 — 50 благообразную и красивую, с пронзительным взглядом и чернильного цвета волосами» («...a widow nearer 50 than 40…a genteel well-look'd handsome woman with a pair of pretty eyes and hair as black as ink», епископ Форбс).

Недовольная отказами своего брата Дженни снова нарядилась в мужской костюм, строго соблюдая все элементы клановой расцветки, приколола к берету белую розу (впоследствии белые кокарды станут символом якобитов, хотя ведутся споры по этой ли причине) и на лошади проскакала по всем владениям клана Камерон. Она призывала всех, кто смел явиться к будущему королю и принять участие в восстании. Это был призыв: «Все кто любит меня - за мной!» Когда в ответ на этот призыв под знамёна Камерон явилась чуть ли не половина горной Шотландии, отказываться было как-то уже и неловко.

«Верхом на гнедом скакуне, в зелёном костюме с золотым шитьём, с волосами убранными назад и свободно спадающими на плечи, в бархатной шляпе с алым пером, с обнажённым мечом в руке» («bay gelding decked with green furniture trimmed with gold, her hair tied behind in loose buckles, with a velvet cap and a scarlet feather, carrying a naked sword in her hand»).

Вот такое барокко. Такие цивилизационные тропы.

4 комментария:

  1. >Частично это удалось узаконить тем, что Вильгельм взял в жёны дочь Якова II
    По этой формулировке можно подумать, будто принц Оранский захватил престол у Якова, а потом, чтобы легитимизироваться, женился на его дочери. Однако свадьба Вильгельма и Марии состоялась ещё в 1677, не только задолго до низложения Якова, но даже до его восшествия на престол.

    >А вы ПОГУГЛИТЕ текст английской конституции.
    Остроумно, но как-то мимо, по-моему. В школах вроде рассказывают, что в Британии действует прецедентное право, а конституция не кодифицирована. Граница между TRPG и LARP проходит не по наличию/отсутствию стола, вот и с монархиями так же. В Англии к концу XVII века уже вполне утвердилось представление о том, что Парламент является высшим и независимым органом управления, ограничивающим власть монарха, каковое сразу после Славной революции было кодифицировано в Билле о правах. Собственно, одной из главных претензий к Якову, давших толчок революции, как раз и было то, что он пытался всем рулить сам, не созывая Парламенты. Несколько не то у младшего современника Георга I из дома Романовых, при котором достигла апогея идея о том, что всё в границах Государства Российского, включая его жителей, независимо от достатка и знатности, есть по сути личная собственность самодержца.

    >женщина в традиционном шотландском наряде несётся на статном скакуне по вересковым полям,
    Увы, про Джин "Дженни" Камерон из Глендессари мы доподлинно знаем так мало, что некоторые специалисты по эпохе даже высказывали сомнения в её существовании. Самое смешное, что рассказы как о любовных, так и о военных похождениях, по-видимому, берут начало в протестантских памфлетах того времени, целью которых было показать, какие дикие люди эти якобиты. И это прекрасно, по-моему: внезапно вражеская пропаганда отлично пригодилась для национального мифа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >Остроумно, но как-то мимо, по-моему.

      Да? Но разве даже это

      >Несколько не то у младшего современника Георга I из дома Романовых, при котором достигла апогея идея о том, что всё в границах Государства Российского, включая его жителей, независимо от достатка и знатности, есть по сути личная собственность самодержца.

      не из лондонской газеты "Таймс"?

      Это я шутя намекаю на столкновение мировоззрений, которое едва ли в нашем возрасте уже можно поколебать или даже подвинуть.

      >Увы, про Джин "Дженни" Камерон из Глендессари мы доподлинно знаем так мало, что некоторые специалисты по эпохе даже высказывали сомнения в её существовании.

      Я рад, что историческая наука становится всё честнее и честнее. Уже и записки о Гальской войне не "Цезарь написал", а "предположительно Цезарь написал".

      Отмечу, что я тут о сеттинговых возможностях яркими красками из ведёрка брызгал. Хотя, может быть, стоило и отметить, что англичане себе сами историю написали какую надо было :D

      Удалить
    2. >свадьба Вильгельма и Марии состоялась ещё в 1677, не только задолго до низложения Якова, но даже до его восшествия на престол.

      Да, конечно! Не знаю уточнять ли в самом тексте или пусть комментарий с поправкой остаётся.

      Удалить
    3. >>В школах вроде рассказывают, ..., а конституция не кодифицирована.

      Не рассказывают (О.В.Дмитриева "Всеобщая история" 7 класс). Рассказывают, что "при нём [Лорде-Протекторе] была составлена конституция, он разогнал первый же парламент, собранный в соответствие с ней".
      Второй раз конституция упоминается в разделе "Славная революция" в странной цитате "... в стране установилась парламентская или конституционная монархия".

      Удалить