4 сент. 2019 г.

Что такое арт-панк?

Перевод поста Патрика Стюарта.

Один фрагмент я не перевёл - указано в тексте.

Ссылки расставил я сам, в оригинале их нет.

Поскакали.

Что такое арт-панк? 


(Модная, чуть претенциозная, хипстерская хрень.)

«Маркиз отводил» задал мне вопрос «Что это за концепт «арт-панк OSR», который ты упоминал несколько раз?»

Думаю, что отвечу довольно-таки кратко. В том числе и потому, что особо и сказать-то нечего.

«Арт-панк» придумал не я. И не я первый использовал это понятие в отрыве от автора. Но, как обычно, не помню кто и когда.

Как и с другими такими ярлыками, всё очень размыто. Проще всего сказать, что это вольное описание для эстетики, в которой работаю и я, и люди, творчество которых мне весьма по нраву. Короче, то что делаю я и Скрэп. Раньше я бы упомянул ещё и Зака. Ну Эмми Аллен ещё. Может быть Бен Л., может Зедек. Дэвид МакГроган опять же.

Работу Дирка над «Безмолвными Титанами» я бы тоже назвал «арт-панком».

Само собой любой из списка выше может сказать, что его записали туда напрасно.

Сами правила для таких игр это, чаще всего, что-то типа LotFP или в таком же духе. Вроде Black Hack, Into the Odd или Knave. Но, в первую очередь, всё это - не про правила, а про определённую эстетику.

Главные особенности тут:


  • оригинальный подход к художественному и смысловому оформлению, который не пытается использовать уже устоявшиеся тропы или клише;
  • хороший дизайн, как физический, так и смысловой;
  • пронизанность духом упадка и отчуждения;
  • возможность сказать, что вот над этим проектом работал трансгендер.


Да большинство из знакомых мне трансгендеров, кто работает над всякими НРИ-штуковинами, попадают в категорию арт-панков!

Другой важнейшей самобытной особенностью является страсть создавать контент, а не разговаривать о создании контента. Или спорить о том, что кто-то там не должен что-то там делать. Или о том, кто и что должен думать или не думать по поводу того, что сделали другие люди.

<Далее следует, на мой взгляд полубезумный абзац о том, что политические взгляды, которые исповедуют креаторы арт-панк OSR – это, скорее, левоцентризм с повышенным чувством общности и ответственности. А самый правый это Девид МакГроган. Я не перевожу этот абзац не из-за того, что не согласен или не хочу погружаться в «политику». Дело в том, что я нихрена не понимаю, что пишет Патрик здесь и боюсь ошибиться.
- прим. переводчика.>

Может быть лучше будет показать чем не является этот стиль. Это не Dragonsfoot`ство. Ну то есть у нас вообще нет обеспокоенности по поводу конкретных правил или то насколько хорошо они эмулируются. Не-не, ничего против Гигакса или гигаксианства здесь нет, но дизайн правил или какая-то идея внутри них — это не то что интересует нас с точки зрения арт-панка.

В нашей стилистике нет примата «традиционализма» или призыва досконально блюсти традиции. Нет здесь и Tenkar`овской эстетики или даже современной коммерческо-деньгозарабатывательного угара (Габор Люкс и другие могут не согласиться).

Само собой ни с какого боку речь не идёт и о сюжетных играх. Тут у нас всё как надо: ориентация на полную свободу, исследования, геймплей основанный на разрешении задач, чуть более подточенные «игровые» части OSR D&D. И, пожалуй, в арт-панке вы не найдёте какой-то глубокой социалочки. Она может быть, но очень уж вольная, сыгранная по ситуации, в лёгком стиле. Короче, получается что-то что не имеет прямого политического отображения, но стиль определённо несёт какую-то политическую, и культурную принадлежность.

Если уж вам так надо получить свои «десять заповедей», то вот этот «разбор по частям тобою написанного» вполне годится:


  1. Воображаемый мир — реальное, вполне существующее место.
  2. Убивать всё, что движется — не задача игры.
  3. Событий, которые «должны» произойти — нет.
  4. Непознаваемость и внезапность — это интересно.
  5. Вы не сценарист, создающий персонажа — вы этот персонаж.
  6. Сделать вашего персонажа и игру интересными — ваша задача.
  7. Если вы оказались в равном и честном бою — вы всё делаете неправильно.
  8. Решение проблемы — не на листе персонажа.
  9. Вещи — непостоянны.
  10. Вы — умрёте.


Сие подписали Грегори Блейр, Брайан Харброн, ФМ Гейст, Зедек Сью, Брайан Мёрфи, Дирк Детвайлер и Дэниэл Дэвис.

Как вы можете заметить, глубокой теории за арт-панком не стоит. Я просто пытаюсь описать «школу игры» или творческую сеть знакомств, которые я больше инстинктивно «ощущаю», чем реально наблюдаю вокруг.

Если ищите какие-то сложные описания OSR, которые однозначно скажут «вот это вот оно» — не найдёте. Люди, которых вы ненавидите и боитесь могут себя определить так, как захотят. Кажется маловероятным, чтобы Сатанису, Пундиту (или Тенкару) захотелось присоединиться к нам. Но поскольку границы не установлены — мы вряд ли сможем их не пустить. Тот же Сатанис, наверное, и назовёт себя арт-панком. Просто, чтобы зашкварить всё вокруг себя, как обычно показать свою готовность смело защищать свободу слова во всех её проявлениях.

Но всё же я даю вам понятие, которое хорошо означает нечто близкое, к тому, что кто-то из вас искал. У вас есть небольшая фора — лепите «арт-панк OSR» куда хотите, пока взаимно-поглощающий хайп массовой культуры не отберёт у вас и этот ярлычок. И вам не придётся придумывать новый.

4 комментария:

  1. Когда люди как-то называют, то что ты всегда делал без названия это ощущается несколько странно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что насчёт удельного веса трансгендеров? :) Я шучу разумеется.

      Идеи иногда оформляются в понятия. Часто - без нашего участия. Так бывает.

      Удалить
  2. Спасибо за интересный перевод :)
    С одной стороны, от существование арт-панка — ни холодно, ни жарко. С другой стороны, странно когда люди пытаються вычленить отдельный жанр в том же OSR движении, просто потому, что у них иллюстрации получше, а правила писал трансгендер :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как мне кажется, Патрик проводит здесь всё-таки важное различание.

      Вот я, например, люблю орков, гоблинов и кобольдов. Я люблю когда есть эльфы и друиды :)

      И на моих играх это здорово отражается. Т.е. эта часть моих игр, она относится к тому, что Патрик называет "Dragonsfoot'ством". Таким мощным упором на старое доброе фэнтези.

      Но всем нам очевидно, что в контексте OSR есть мощный пласт игр с эманациями разрушения, упадка и свободного, трансгрессивного духа.

      Патрик оформляет это различание в виде понятия. Не бесполезно.

      Потому и перевёл. Рад, что показалось интересным!

      Удалить