28 июн. 2018 г.

Appendix N — И. Д.

  • Пост написан: 28 июня 2018 года.
  • Пост обновлён: 30 мая 2025 года.

В конце Dungeon Master Guide для AD&D 1-й редакции было приложение Appendix N, в котором были перечислены книги и авторы, долженствующие давать вдохновение для игры.
С тех пор очень многие блогеры и авторы написали собственные варианты Appendix N. Вчера, с подачи Егора я решил, что и мне пора.

Определим границы и задачи. Во-первых, мой Appendix N не должен повторять оригинальный. Я обожаю Р. И. Говарда и цикл о Конане и он действительно оказал на меня огромное влияние. Но каждый раз упорно включать его в такой список — безумие. Во-вторых, это не будет список моих любимых книг. Уже много лет моей любимой книгой является «Маятник Фуко» У. Эко, но прямого или близкого косвенного влияния на то как я вожу настольные ролевые игры он не оказал. В-третьих, я постараюсь давать по возможности рекомендации по конкретным произведениям, а не по циклам. Это несколько могло бы спасти «во-первых» и я мог бы указать, что «Час Дракона» — ключевое для меня лично произведение в цикле о Конане, но я не включу в список Говарда даже с учётом этой поправки.

Наконец, в-четвёртых, я постараюсь не сделать этот список большим. Я и правда много читаю, но список должен быть компактным, должен содержать ключевые произведения, каждым пунктом должен быть связан хоть с чем-то что присутствует в этом блоге. Так будет честно, как мне кажется.

Итак, поскакали.

1. Художественные произведения

Андрэ Нортон,  «Да здравствует лорд Кор!»

Я начинаю с этого большого рассказа (или небольшой повести) не зря. Там есть и великолепная городская интрига, и путешествие в дикой местности, и даже блуждание по подземелью. Фэнтезийный мир с пиратами (верхом на летающих ящерах!), городом-государством и инопланетянами. Пожалуй, что это короткое произведение является экстрактом в том как я представляю себе интересные сказочные миры. Примечательно, что в жизни Нортон это произведение было вехой — границей отделившей цикл «Колдовской мир», с которого она начинала, от последующего — зрелого — творчества.

Дополнительно отмечу, что «Да здравствует лорд Кор!» сам по себе вызывает ассоциации с Carcosa Джоффри МакКини, но нам в России повезло, в 90-ые годы у нас вышло уникальное издание — большая книга иллюстрированная совершенно особым способом. Посмотрите на livelib.ru.

Пирс Энтони, «Источник магии»

Вторая книга из цикла «Ксанф». Настоящее хэви фэнтези — недостоверный сказочный мир с незамысловатым юмором типа летающих груш и настоящих скелетов в шкафу. Все существа в Ксанфе владеют магией (каким-то одним даром), но Энтони создаёт свои собственные законы по которым этот мир живёт в таких вот необычных условиях. И эти законы читатель познаёт по ходу книжного цикла.

«Источник магии» я выбрал потому, что он, во-первых, бодро читается как отдельное произведение. А, во-вторых, в его центре троп «выполнение квеста незадачливым рыцарем». Это, как мне кажется, достаточно важно для OSR вообще.

В целом же, эта работа Пирса Энтони ценна каким-то таким ощущением фэнтези, когда автор не стесняется делать сказку. Не всем такое нравится; многим людям (и их можно понять) подвай стройную систему магии, чёткое объяснение структуры мира. Здесь ничего этого нет. Книга написана в 1978 году и попадает во второй-третий эшелон фэнтези своего времени, но содержит на мой взгляд ощущение такого уютного фэнтези, которое совершенно высушено авторами-мэтрами более известных и обласканных публикой и историей произведений.

В цикле «Ксанф» больше сорока книг...

Кларк Эштон Смит, «Аверуанский цикл» и «Чёрный аббат Патуума»

Ну вот один из авторов, которых включают в каждый авторский Appendix N. Высшей несправедливостью является то, что КЭС не был включён в оригинальный список из AD&D. Эстетика и сюжеты многих ранних и средних рассказов КЭСа очень точно передают атмосферу раннего D&D. Посмотрите, что пишет об этом Дмитрий Герасимов.

Так что в самодельные списки литературы КЭC входит регулярно. Не обошёлся без него и я.

Только, для разнообразия, я не стал советовать циклы «Гиперборея» и «Зотик». Действие цикла «Аверуан» происходит в вымышленной французской провинции в средневековье. Это россыпь коротких рассказов в жанре ужасов, которые могут серьёзно настроить на атмосферу использования необычных монстров и опасностей вместо очередных толп гоблинов.

Что касается произведения «Чёрный аббат Патуума», то это чистое героическое фэнтези в самом прямом и точном смысле этого слова. Пара друзей сопровождают девушку в царский гарем, сталкиваясь по дороге с неприятностями. В произведении очень гармонично переплетены и описание мира вокруг персонажей, и само приключение.

Нил Стивенсон, «Ртуть»

Когда я впервые писал этот пост, я был крайне увлечён подходом Э. Дж. Рагги к переносу действия наших обычных фэнтезийных игр в XVII век. Именно поэтому сюда попала первая книга «Барочного цикла». С тех пор я подуспокоился с этой идеей, хотя и дааалеко не забросил её. Так что книга всё ещё на своём месте.

Каждый роман трилогии — это 800+ страниц. Стивенсон at its best. Действие всего цикла охватывает 55 лет (с 1640-го по 1715-й годы). Даже фактическая сторона повествования здесь достаточно сложна — главный герой в начале XVIII века путешествует по Америке, будучи фактически посредником в конфликте между Ньютоном и Лейбницем.

С тех пор, как я написал это, я успел очень круто изменить свою жизнь и даже почти окончил аспирантуру по истории философии. Ньютон Лейбница ненавидел и относился к нему свысока. Переписку друзей Ньютона (сам маэстро до того, чтобы написать Лейбницу ни разу не снизошёл) с Лейбницем — просто больно. Высокомение, снобизм, резкое неприятие даже минимальной возможности успеха. При этом Лейбниц в Англию прямо-таки скрёбся и готов был терпеть почти что угодно. Стивенсон обходится с историческим материалом несколько вольно, но, надеюсь, такой бэкграунд заставит обратить внимание на роман.

Далее потом повествование переходит к последовательному описанию жизни главного героя во второй половине XVII века. Здесь он становится учеником Джона Уилкинса (см. раздел «Не художественная литература» ниже) и участвует в его экспериментах. Потом он покидает своего наставника и отправляется в Кембридж, где свирепствует чума... Пересказывать всё не буду. Просто советую почитать. Исторические личности, исторические события — всё это сопровождает читателя. Это историко-приключенческий роман с фантастическими элементами. Но в книге есть что-то и помимо фабулы. Очень тонкие наблюдения автора, детальнейшие описания эпохи и её элементов — бытовых, социальных, технических, умственных, философских. В общем не пожалейте времени и сил — стоит того.

И да, Стивенсона советую вообще всего.

Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы»

Для нас это произведение, являющееся достоянием мировой художественной культуры, важно потрясающим списком «персонажей ведущего» вначале :) Прочищает застоявшийся разум, взбадривает. Как давно вы вводили в своих играх таких обычных для средневековья, но так редко встречающихся в официальных приключениях персонажей как ткачиха или повар? Помимо самих персонажей важны и их истории, всё-таки человек XIV века замечал вокруг себя много такого, чего современный исследователь не заметит никогда.

Жюль Верн, «Робур-завоеватель»

Во-первых, тут типичный для послеюущей культуры «доктор Зло» — главный герой. При этом даже трудно сказать отрицательный Робур персонаж или положительный. Во-вторых, изрядная география приключений: туземные острова, тайные колонии для строительства летательных аппаратов, диверсия на единственном в мире воздушном судне, отчаянный побег, похищение людей. Я бы рекомендовал Жюля Верна в принципе, но почему-то «Робур-завоеватель» кажется мне самым неоднозначным и хардкорным произведением.

Примерно такие же ощущения у меня от второй половины «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Толстого. Книгу отдельно в список не включаю, но вот так, в рамках записи о Жюле Верне очень советую.

Роберт Чамберс, «Во дворе дракона»

Перевод рассказа есть в журнале «Даркер». У Роберта Чамберса, писателя конца XIX — начала XX века в 1895 году вышел сборник рассказов «Король в жёлтом». Там 10 рассказов, четыре из которых объединены упоминанием пьесы, одноимённой со сборником рассказов.

Я рекомендую именно «Во дворе дракона», потому что это наиболее ёмкий, наиболее непонятный и от того страшный рассказ из этих четырёх.

В самом деле, помимо ярких персонажей ведущего, интересных локаций, чарующих ландшафтов, необычных вещей, в наших играх есть ещё и боги. О жёстком, бескомпромиссном, фантасмагорическом соприкосновении с одним из богов и повествует этот рассказ.

Что примечательно — последний эпизод первого сезона телесериала «Настоящий детектив» содержит в себе почти построчную экранизацию значительной части образов из этого рассказа.

Роберт Асприн, «Ещё один великолепный МИФ»

Как говорят, цикл произведений Майкла Муркока об Элрике из Мелнибонэ — противоположность рассказам и повестям о Конане Роберта Ирвина Говарда. Однако я считаю, что подобное утверждение — просто грубая ошибка. Да, у Элрика белые волосы, а у Конана чёрные, да Элрик искусно владеет магией, и прибегает к Хитрости, а Конан предпочитает прокладывать дорогу мечом и силой. Элрик — королевских кровей, Конана — мать родила на поле битвы. И так далее. Однако на самом деле это не противоположные герои. Во-первых, их образы сложны и противоречивы. Конан выступает и как вор, и как обманщик. А у Элрика и в рукопашной схватке всё получается. Во-вторых, оба этих героя — это герои-одиночки, прокладывающие себе путь в мире. Они не такие уж разные.

А вот Скив и цикл, так сказать, мифтических историй — настоящая противоположность «Конану». Это произведения про то как достичь цели не прорубая себе вперёд дорогу мечом или прожигая её файерболом, а как выйти из ситуации максимально изящным образом. Ни одной серьёзной страницы — юмор, юмор и ещё раз юмор. Абсолютно несерьёзно отношение к героям, но зато все персонажи — живые, яркие и им сопереживаешь ничуть не меньше, чем драматичным образам Говарда и Муркока.

Асприн довольно противоречивый для меня писатель, но МИФы я ценил, ценю и буду ценить. Во многом они сделали меня таким какой я есть.

«Эпос о Гильгамеше» (поэма «О всё видавшем»)

Радует, что самое первое известное нам записанное произведение а) о дружбе, б) вполне соответствует представлениям о том, что такое «взять квест» и «залутать босса». Я серьёзно. Колдуны, лучи смерти, грифоны, чудовища в главных героях — в детстве всё это произвело на меня неизгладимое впечатление. Спасибо учительнице по мировой художественной культуре, которая нас к этому делу приобщала.

Перечитал я эту книгу лет семь назад, то есть в 2017-м году (забавно, то есть за год до написания первой версии этого поста, что ж — не удивительно, что она попала в список). Во взрослом возрасте читается уже потяжелее, но зато намного лучше понимаешь, что там написано и что у людей всё-таки есть какие-то вечные и неизменные ценности.

Артур Кларк, «Свидание с Рамой»

Я начал книжную часть сэтого списка с одного из самых значимых произведений и заканчиваю одним из самых значимых лично для меня произведений.

«Свидание с Рамой» — это то каким должно быть мегаподземелье. На внутренней поверхности полого колоссального сигарообразного объекта, пересекающего нашу Солнечную систему находится целый инопланетный мир - несколько «городов», пространства между ними. Часть систем функционирует, часть «спит». Познание этого загадочного и ооочень притягательного мира вместе с героями — поистине захватывающее путешествие. Очень рекомендую.

Мечтаю провести игру по чему-то подобному «Свиданию с Рамой». Количество постов в блоге о мегаструктурах, гигантских объектах, перевод введения в сеттинг RimWorld и всё такое — должны намекать на то, что я во многом воспитан «Свиданием».

Кроме того, есть потрясающий квест Rama 1996-го года. Он заточен практически только на решение головоломок, но на мой взгляд хорошо передаёт дух книге. Но книгу не заменит!

2. Не художественная литература

Хорхе Луи Борхес, «Аналитический язык Джона Уилкинса»

Борхес очень интересно описывает в этом эссе опыт создания учёным Нового времени универсального всеобщего языка. Если вы любите не просто объявить «говорят на всеобщем», то стоит почитать. Кроме всего прочего Борхес великолепный эссеист и, как обычно, подсвечивает множество боковых ходов, куда интересно заглядывать.

В 2025-м году я крайне скептически смотрю на это эссе в этом списке. Если оставлять в списке Борхеса, то можно посоветовать много чего другого. Пожалуй, порекомендую короткий и пронзительный рассказ «Дом Астериона». В каком-то смысле он про подземелья, по которым блуждают герои, убивающие чудовищ. Даже не в каком-то смысле, а он прямо про это, но тут есть оттенки смысла. Отмечу, что это художественный рассказ, так что рекомендация теперь не вполне на своём месте.

Пол Стратерн, «Медичи. Крестные отцы Ренессанса»

Книга об одной семье, написанная лёгким и захватывающим научно-популярным языком. Если откуда-то и брать сведения об организации долгоиграющих интриг, то отсюда.

Эрик Дэвис, «Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху»

История современных информационных технологий, начиная с повсеместного внедрения электричества, рассказанная с точки зрения их соседства с сохраняющимся оккульным мышлением.

Вот вы знали, что люди сделавшие интернет таким какой он есть, легко могли на демонстрации для инвесторов расставить комьпьютеры в форме пентаграммы, соответствующим образом соединив их сетевыми проводами? А вот. Людей, создающих мир вокруг нас, засылают не с Марса — они вполне появляются в нашем обществе и могут быть сектантами, магами или ещё чёрт знает кем. Книга здорово помогает перетряхнуть отношение к технологии и к реальности. К тому же содержит много отсылок на интересные оккультные движения в нашем мире.

3. Комиксы

Цутому Нихэй, «Blame!»

Что тут сказать? На обложке написано «Adventure-seeker Killy in the Cyber Dungeon quest». Замкнутые пространства, анизотропная топология, познаваемый мир — тут есть всё.

Мик Харрисон, «Звёздные войны. Тёмные времена»

Большая сюжетная арка в серии комиксов по «Звёздным войнам» от Dark Horse. Прекрасно показывает последовательный сбор партии и «свободные приключения» в обширной Галактике.

В распоряжении героев торговое судно и множество путей для действия — спасать семью, доставлять груз опасному заказчику, выяснять что произошло (действие начинается сразу после «Приказа 66») или заняться чем-то ещё.

Должен отметить, что я в рамках планового анхола (unhaul) продал эти комиксы, которые были у меня в бумаге, с тех пор как впервые написал этот пост. И вот я иногда себя ловлю на мысли, что может зря я это. С точки зрения сюжета, ураганных приключений, приятности погружения в любимую вселенную (новый канон Disney я полагаю за говно, «Легенды» какими бы они ни были — навсегда) — это очень утютное чтение.

В принципе, если вы пишите для соих игр сценарии, то надо держаться вот такого уровня как есть в этой серии комиксов. И, во многом, эта серия тут потому что там есть партия с достаточно типичными внутрипартийными отношениями, с интересным её сбором и всем таким. Очень «ролевой по духу» комикс. Советую.

Ричард и Венди Пини, «Путь Эльфа»

Это просто культовый цикл комиксов, повествующий о потомках эльфов, прилетевших в чуждый им мир (напоминающий Землю в эпоху неолита) и пытающихся сначала выжить, а потом узнать своё происхождение и причины своего исхода из другого мира.

Серия берёт потрясающей атмосферой, ощущением опасности и оставляет после себя эдакую светлую грусть. Правда я (как и почти всё в этих списках) начинал знакомиться с ней в детстве и не знаю как оно зайдёт взрослым людям.

Вот эти комиксы я так и не продал к 2025-му году. Стоят родимые на полочке, ждут когда очередной раз перечитаю.

4. Кино

Пол Верхувен, «Плоть + Кровь» (1985)

Я бы назвал этот фильм «most warhammerish film ever». Рутгер Хауэр, грязь, кровь, чума, потрясный замок.

Роджер Корман, «Маска красной смерти» (1964)

По атмосфере ничто не перешибёт этот фильм. Водите OSR — посмотрите это кино обязательно!

Из 2025-го года упоминание тут OSR кажется довольно нелепым. Да, атмосферно фильм действительно отсылает к духу старой школы. Но к нему много что отсылает. Тот же «Witchfinder General» с тем же Винсентом Прайсом был бы даже уместрее, в контексте увлечения XVII веком на момент составления списка. Однако «Маска красной смерти» ценен просто как очень классный фильм. Тут, скорее, надо советовать его смотреть, если классический Ravenloft водить собираетесь.

Кен Хьюз, «Кромвель» (1970)

Так сказать в поддержку «Барочному Циклу» Стивенсона. Правда сейчас опять же — включение именно этого фильма в список кажется весьма произвольным. Чисто на волне увлечения XVII веком и чтения кампании для LotFP об английской революции.

И тем не менее, это очень мощное историческое полотно с потрясными батальными сценами и невыразимо прекрасным Кромвелем. Не знаю каким был Кромвель в жизни, но актёр исполнил на 11 из 10. Фильм — не биография Кромвеля, а описание с его точки зрения событий Английской революции 1642 — 1660 гг.

Джастин Курзель, «Макбет» (2015)

Потрясающая экранизация пьесы Шекспира. В этом списке именно она, а не оригинальная пьеса — из-за мрачной атмосферы, которая вполне соответствует ожиданиям от low fantasy. Фассбендер играет аутентично - вопросов никаких.

Майкл Хоффман, «Сон в летнюю ночь» (1999)

Если сказочный лес, который пересекают герои, как-то и должен выглядеть — то вот так. Хотя Стэнли Туччи в роли Пака, конечно, выглядит оригинальным решением.

5. Видеоигры

Diablo II

Гнетущая душная атмосфера, торговцы, продающие за деньги оружие, когда деревня находится на краю гибели, орден воительниц  посылающий героя, чтобы не рисковать самим, разврат, совращение — прекрасно всё.

Каждый большой уровень — праздник. Раньше снежная страна варваров казалась мне слишком праздничной на этом фоне, но с 2017-го года многое произошло. Например, вышел ремастер. Иии, с каким же удовольствием, мы с женой прошли пару раз родную «Дьяблу». Всё-таки, когда ты в течение 25 лет возвращаешься к игре, чтобы опять погонять чертей — это очень много говорит о качестве.

Heroes of Might and Magic II

Всё-таки третья часть хоть и красивая, но слишком светлая, героичная. К тому же квадратно-гнездовая. Вторая часть с ассиметричными замками, настоящей сказочностью (которую в третьей части уже сделали более «реалистичной»), классическим повествованием кампании (с возможность предательства!) — всё-таки намного более атмосферная (для целей этого списка).

Darklands

Абсолютный шедевр.

Во-первых, основной квест надо выполнить в срок равный оставшейся жизни персонажа (создание персонажа — выбор событий предшествующих началу приключений, возраст может быть разный).

Во-вторых, полная свобода, которой сейчас никого не удивишь, но она там полная — если нет денег на щит, продающийся в Кёльне, лучше запишите в блокнот (натурально — в блокнот, который лучше иметь рядом при игре), что он там. И постарайтесь успеть пока не купят. Никто за вас никакой учёт вести не будет. А ещё там довольно детально воссоздана атмосфера европейского Средневековья.

6. Сеттинги для настольных ролевых игр

7. Блоги

3 комментария:

  1. а не сложно продублировать список просто название/автор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) Андрэ Нортон, "Да здравствует лорд Кор!"
      2) Пирс Энтони, "Источник магии"
      3) Кларк Эштон Смит, "Аверуанский цикл" и "Чёрный аббат Патуума"
      4) Нил Стивенсон, "Ртуть"
      5) Джеффри Чосер, "Кентерберийские рассказы"
      6) Жюль Верн, "Робур-завоеватель"
      7) Роберт Чамберс, "Во дворе дракона"
      8) Роберт Асприн, "Ещё один великолепный МИФ"
      9) "Эпос о Гильгамеше" (поэма "О всё видавшем")
      10) Артур Кларк, "Свидание с Рамой"

      11) Хорхе Луи Борхес, "Аналитический язык Джона Уилкинса"
      12) Пол Стратерн, "Медичи. Крестные отцы Ренессанса"
      13) Эрик Дэвис, "Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху"

      14) Цутому Нихэй, "Blame!"
      15) Мик Харрисон, "Звёздные войны. Тёмные времена"
      16) Ричард и Венди Пини, "Путь Эльфа"

      17) Пол Верховен, "Плоть + Кровь", 1985 г.
      18) Роджер Корман, "Маска красной смерти", 1964 г.
      19) Кен Хьюз, "Кромвель", 1970 г.
      20) Джастин Курзель, "Макбет", 2015 г.
      21) Майкл Хоффман, "Сон в летнюю ночь", 1999 г.

      22) Diablo II (Blizzard North)
      23) Heroes of Might and Magic II (New World Computing)
      24) Darklands (MicroProse)

      25) Timothy Brown (1991). Dark Sun Boxed Set. TSR, Inc.
      26) David "Zeb" Cook (1994). Planescape Campaign Setting Boxed Set. TSR, Inc.
      27) Greg Stafford, Steve Perrin, Jeff Richard, Jason Durall (2018). RuneQuest - Roleplaying in Glorantha. Chaosium Inc.
      28) David McGrogan (2015). Yoon-Suin. Noisms Games.
      29) Chris Pramas (2005). Warhammer Fantasy Roleplay: A Grim World of Perilous Adventure. BL Publishing.

      30) David McGrogan
      31) Zak S.
      32) Patrick Stuart
      33) Arnold K.
      34) Logan Knight
      35) Robert Conley

      Удалить