28 июн. 2018 г.

Appendix N

В конце Dungeon Master Guide для AD&D 1-й редакции было приложение Appendix N, в котором были перечислены книги и авторы, долженствующие давать вдохновение для игры.

С тех пор очень многие блогеры и авторы написали собственные варианты Appendix N. Вчера, с подачи Егора я решил, что и мне пора.

Определим границы и задачи. Первое: мой Appendix N не должен повторять оригинальный. Я обожаю Р. И. Говарда и цикл о Конане и он действительно оказал на меня огромное влияние. Но каждый раз упорно включать его в такой список - безумие. Второе: это не будет список моих любимых книг. Уже много лет моей любимой книгой является "Маятник Фуко" У. Эко, но прямого или близкого косвенного влияния на то как я вожу настольные ролевые игры он не оказал. Третье: я постараюсь давать по возможности рекомендации по конкретным произведениям. Это несколько могло бы спасти "первое" и я мог бы указать, что "Час Дракона" - ключевое для меня лично произведение в цикле о Конане, но я не включу в список Говарда даже с учётом этой поправки.

Наконец, четвёртое: я постараюсь не сделать этот список большим. Я и правда много читаю, но список должен быть компактным, должен содержать узловые произведения, каждым пунктом должен быть связан хоть с чем-то что присутствует в этом блоге. Так будет честно, как мне кажется.

Итак, поскакали.

Художественные произведения


Андрэ Нортон, "Да здравствует лорд Кор!"

Я начинаю с этого большого рассказа (или небольшой повести) не зря. Там есть и великолепная городская интрига, и путешествие в дикой местности, и даже блуждание по подземелью. Фэнтезийный мир с пиратами, городом-государством и инопланетянами. Пожалуй, что это короткое произведение является экстрактом в том как я представляю себе интересные сказочные миры. Примечательно, что в жизни Нортон это произведение было вехой - границей отделившей изначальный "Колдовской мир" от последующего творчества.

Пирс Энтони, "Источник магии"

Вторая книга из цикла "Ксанф". Настоящее хэви фэнтези - недостоверный сказочный мир с незамысловатым юмором типа летающих груш и настоящих скелетов в шкафу. Все существа в Ксанфе владеют магией (каким-то одним даром), но Энтони создаёт свои собственные законы по которым этот мир живёт в таких вот необычных условиях. И эти законы читатель познаёт по ходу цикла. "Источник магии" я выбрал потому, что он, во-первых, бодро читается как отдельное произведение. А, во-вторых, в его центре архетип "выполнение квеста незадачливым рыцарем".


Кларк Эштон Смит, "Аверуанский цикл" и "Чёрный аббат Патуума"

Ну вот один из авторов, которых включают в каждый Appendix N. Не обошёлся без него и я. Только, для разнообразия, я не стал советовать циклы "Гиперборея" и "Зотик". Действие цикла "Аверуан" происходит в вымышленной французской провинции в средневековье. Это россыпь коротких рассказов в жанре ужасов, которые могут серьёзно настроить на атмосферу использования необычных монстров и опасностей вместо очередных толп гоблинов. Что касается произведения "Чёрный аббат Патуума", то это чистое героическое фэнтези в лучшем виде. Пара друзей сопровождают девушку в царский гарем, сталкиваясь по дороге с неприятностями. В произведении очень грамонично переплетены и описание мира вокруг персонажей, и само приключение.

Нил Стивенсон, "Ртуть"

Пошёл хардкор. Это первая книга трилогии "Барочный цикл", где каждый роман - это 800+ страниц. Действие всего цикла охватывает 55 лет (с 1640-го по 1715-й годы). Фактическая сторона повествования сама по себе достаточно сложна - главный герой в начале XVIII века путешествует по америке, будучи фактически посредником в конфликте между Ньютоном и Лейбницем. А потом повествование переходит к последовательному описанию его жизни во второй половине XVII века. В этом блоке романа герой становится учеником Джона Уилкинса (см. раздел "Не художественная литература" в этом посте) и участвует в его экспериментах. Потом он покидает своего наставника и отправляется в Кембридж, где свирепствует чума... Эммм, нет - не буду пересказывать. Читайте. Исторические личности, исторические события - всё это сопровождает героя. Это историко-приключенческий роман с фантастическими элементами. Помимо фабулы книга содержит очень тонкие наблюдения автора, детальнейшие описания эпохи и её элементов - бытовых, социальных, технических, умственных, философских. В общем не пожалейте времени и сил - стоит того.

Джеффри Чосер, "Кентерберийские рассказы"

Для нас это произведение (ценное в целом) важно потрясающим списком персонажей ведущего. Прочищает застоявшийся разум, взбадривает. Как давно вы вводили в своих играх таких обычных для средневековья, но так редко встречающихся в официальных приключениях персонажей как ткачиха или повар? Помимо самих персонажей важны и их истории, всё-таки человек XIV века замечал вокруг себя много такого, чего современный исследователь не заметит никогда.

Жюль Верн, "Робур-завоеватель"

Во-первых, тут типичный в последствии "доктор Зло" - главный герой. Притом, похоже, положительный. Во-вторых, изрядная картина мира: туземные острова, тайные колонии для строительства летательных аппаратов, диверсия на единственном в мире воздушном судне, отчаянный побег, похищение людей. Я бы рекомендовал Жюля Верна в принципе, но почему-то "Робур-завоеватель" кажется мне самым неоднозначным и хардкорным произведением.

Роберт Чамберс, "Во дворе дракона"

Перевод рассказа есть в журнале "Даркер". Помимо ярких персонажей ведущего, видоизменяющих ландшафт пространства наших игр, есть ещё и боги. О жёстком, бескомпромиссном, фантасмагорическом соприкосновении с потусторонним этот рассказ. Что примечательно - последний эпизод первого сезона телесериала "Настоящий детектив" содержит в себе почти построчную экранизацию значительного куска этого произведения.

Роберт Асприн, "Ещё один великолепный МИФ"

Собственно эта книга - настоящая противоположность "Конану", а не цикл об Элрике из Мелнибонэ как любят говорить. "Элрик" хорош и лишь из-за жёстких ограничений не попал в этот список, но он - про героическое фэнтези. А вот "Ещё один великолепный МИФ" про то как достичь цели не прорубая себе вперёд дорогу мечом или прожигая её файерболом, а как выйти из ситуации максимально изящным образом. Ещё мне очень-очень нравятся имена персонажей, именно Асприн научил меня тому, что имя персонажа должно быть не только удобопроизносимым, но и чтобы, когда мы с персонажем познакомимся - мы чувствовали что имя подходит ему идеально.

"Эпос о Гильгамеше" (поэма "О всё видавшем")

Радует, что самое первое известное нам записанное произведение а) о дружбе, б) вполне соответствует представлениям о том, что такое "взять квест" и "залутать босса". Я серьёзно. Колдуны, лучи смерти, грифоны, чудовища в главных героях - в детстве всё это произвело на меня неизгладимое впечатление.

Артур Кларк, "Свидание с Рамой"

Я начал с одного из самых значимых произведений и заканчиваю одним из самых значимых произведений. В остальном список не отсортирован. "Свидание с Рамой" - это то каким должно быть мегаподземелье. Очень трудно написать что-то конкретное, так получилось что в список таки попало одно из моих любимых произведений в принципе. На полой поверхности колоссального сигарообразного объекта, пересекающего нашу Солнечную систему находится целый инопланетный мир - несколько "городов", пространства между ними. Часть систем функционирует, часть "спит". Познание этого загадочного и ооочень притягательного мира вместе с героями - поистине захватывающее путешествие. Очень рекомендую. Мечтаю провести игру по чему-то подобному "Свиданию с Рамой".

Не художественная литература


Хорхе Луи Борхес, "Аналитический язык Джона Уилкинса"

Борхес очень интересно описывает в этом эссе опыт создания учёным Нового времени универсального всеобщего языка. Если вы любите не просто объявить "говорят на всеобщем", то стоит почитать. Кроме всего прочего Борхес великолепный писатель и, как обычно, тянет кучу ссылок и задаёт вектор куда развиваться.

Пол Стратерн, "Медичи. Крестные отцы Ренессанса"

Книга об одной семье, написанная лёгким научно-популярным языком. Если откуда-то и брать сведения об организации долгоиграющих интриг, то отсюда.

Эрик Дэвис, "Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху"

История современных информационных технологий, начиная с повсеместного внедрения электричества, рассказанная с точки зрения их соседства с сохраняющимся оккульным сознанием. Вот вы знали, что люди сделавшие интернет таким какой он есть, легко могли на демонстрации для инвесторов расставить комьпьютеры в форме пентаграммы, соответствующим образом соединив их сетевыми проводами? А вот. Людей, создающих мир вокруг нас, засылают не с Марса - они вполне появляются в нашем обществе и могут быть сектантами, магами или ещё чёрт знает кем. Книга здорово помогает перетряхнуть отношение к технологии и к реальности. К тому же содержит много отсылок на интересные оккультные движения в нашем мире.

Комиксы


Цутому Нихэй, "Blame!"

Что тут сказать? На обложке написано "Adventure-seeker Killy in the Cyber Dungeon quest". Замкнутые пространства, анизотропная топология, познаваемый мир - тут есть всё.

Мик Харрисон, "Звёздные войны. Тёмные времена"

Большая сюжетная арка в серии комиксов по "Звёздным войнам" от Dark Horse. Прекрасно показывает последовательный сбор партии и "свободные приключения" в обширной Галактике. В распоряжении героев торговое судно и множество путей для действия - спасать семью, доставлять груз опасному заказчику, выяснять что произошло (действие начинается сразу после "Приказа 66") или заняться чем-то ещё.

Ричард и Венди Пини, "Путь Эльфа"

Это просто культовый цикл комиксов, повествующий о потомках эльфов, прилетевших в чуждый им мир (напоминающий Землю в эпоху неолита) и пытающихся сначала выжить, а потом узнать своё происхождение и причины своего исхода из другого мира. Серия берёт потрясающей атмосферой, ощущением опасности и оставляет после себя эдакую светлую грусть. Правда я (как и почти всё в этих списках) начинал знакомиться с ней в детстве и не знаю как оно зайдёт взрослым людям.


Кино


Пол Верховен, "Плоть + Кровь", 1985 г.

Я бы назвал этот фильм "most warhammerish film ever". Рутгер Хауэр, грязь, кровь, чума, потрясный замок.

Роджер Корман, "Маска красной смерти", 1964 г.

По атмосфере ничто не перешибёт этот фильм. Водите OSR - посмотрите это кино обязательно!

Кен Хьюз, "Кромвель", 1970 г.

Так сказать в поддержку "Барочному Циклу" Стивенсона. Очень мощное историческое полотно с потрясными батальными сценами и невыразимо прекрасным Кромвелем. Не знаю каким был Кромвель в жизни, но актёр исполнил на 11 из 10. Фильм - не биография Кромвеля, а описание с его точки зрения событий Английской революции 1642 - 1660 гг.

Джастин Курзель, "Макбет", 2015 г.

Потрясающая экранизация пьесы Шекспира. В этом списке именно она, а не оригинальная пьеса - из-за мрачной атмосферы, которая вполне соответствует ожиданиям от low fantasy. Фассбендер играет аутентично - вопросов никаких.

Майкл Хоффман, "Сон в летнюю ночь", 1999 г.

Если сказочный лес, который пересекают герои, как-то и должен выглядеть - то вот так.

Компьютерные игры


Diablo II

Гнетущая душная атмосфера, торговцы, продающие за деньги оружие, когда деревня находится на краю гибели, орден воительниц  посылающий героя, чтобы не рисковать самим, разврат, совращение - прекрасно всё. Каждый большой уровень - праздник. Немного в дополнении всё запороли - снежная страна варваров выглядит слишком празднично на этом фоне.

Heroes of Might and Magic II

Всё-таки третья часть хоть и красивая, но слишком светлая, героичная. К тому же квадратно-гнездовая. Вторая часть с ассиметричными замками, настоящей сказочностью (которую в третьей части уже сделали более "реалистичной"), классическим повествованием кампании (с возможность предательства!) - всё-таки намного более атмосферная (для целей этого списка).

Darklands

Абсолютный шедевр. Во-первых, основной квест надо выполнить в срок равный оставшейся жизни персонажа (создание персонажа - выбор событий предшествующих началу приключений, возраст может быть разный). Во-вторых, полная свобода, которой сейчас никого не удивишь, но она там полная - если нет денег на щит, продающийся в Кёльне, лучше запишите в блокнот (натурально - в блокнот, который лучше иметь рядом при игре), что он там. И постарайтесь успеть пока не купят. Никто за вас никакой учёт вести не будет. А ещё там довольно детально воссоздана атмосфера европейского Средневековья.


Сеттинги для настольных ролевых игр


Dark Sun

Planescape

Glorantha

Yoon-Suin


Блоги







3 комментария:

  1. а не сложно продублировать список просто название/автор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) Андрэ Нортон, "Да здравствует лорд Кор!"
      2) Пирс Энтони, "Источник магии"
      3) Кларк Эштон Смит, "Аверуанский цикл" и "Чёрный аббат Патуума"
      4) Нил Стивенсон, "Ртуть"
      5) Джеффри Чосер, "Кентерберийские рассказы"
      6) Жюль Верн, "Робур-завоеватель"
      7) Роберт Чамберс, "Во дворе дракона"
      8) Роберт Асприн, "Ещё один великолепный МИФ"
      9) "Эпос о Гильгамеше" (поэма "О всё видавшем")
      10) Артур Кларк, "Свидание с Рамой"

      11) Хорхе Луи Борхес, "Аналитический язык Джона Уилкинса"
      12) Пол Стратерн, "Медичи. Крестные отцы Ренессанса"
      13) Эрик Дэвис, "Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху"

      14) Цутому Нихэй, "Blame!"
      15) Мик Харрисон, "Звёздные войны. Тёмные времена"
      16) Ричард и Венди Пини, "Путь Эльфа"

      17) Пол Верховен, "Плоть + Кровь", 1985 г.
      18) Роджер Корман, "Маска красной смерти", 1964 г.
      19) Кен Хьюз, "Кромвель", 1970 г.
      20) Джастин Курзель, "Макбет", 2015 г.
      21) Майкл Хоффман, "Сон в летнюю ночь", 1999 г.

      22) Diablo II (Blizzard North)
      23) Heroes of Might and Magic II (New World Computing)
      24) Darklands (MicroProse)

      25) Timothy Brown (1991). Dark Sun Boxed Set. TSR, Inc.
      26) David "Zeb" Cook (1994). Planescape Campaign Setting Boxed Set. TSR, Inc.
      27) Greg Stafford, Steve Perrin, Jeff Richard, Jason Durall (2018). RuneQuest - Roleplaying in Glorantha. Chaosium Inc.
      28) David McGrogan (2015). Yoon-Suin. Noisms Games.
      29) Chris Pramas (2005). Warhammer Fantasy Roleplay: A Grim World of Perilous Adventure. BL Publishing.

      30) David McGrogan
      31) Zak S.
      32) Patrick Stuart
      33) Arnold K.
      34) Logan Knight
      35) Robert Conley

      Удалить