3 авг. 2020 г.

Схизматрица Зонненменша, эссе-1

Очень интересная основа для хоррор-сценариев — разрушение или хотя бы расшатывание цивилизации некоими "силами хаоса". Хорошо, если эти силы хаоса будут древними и местными. Причём местными как в масштабах деревни или Земли, так и в масштабах всего Космоса. В данный момент я довольно низкого мнения о зомби-апокалипсисе, но следует признать, что страх перед инфекцией, соединённый со страхом перед людоедством и, одновременно, со страхом распада цивилизации — должен работать хорошо. И, в общем случае, работает.

Подобный апокалипсис возможен только там, где есть что разрушать. Кстати, в каком-то смысле, я думаю, что неприятные ощущения от "мира тьмы в России" вызваны именно тем, что тут в сравнении с Америкой и, отчасти, с Европой попросту нечего шатать. Евразия и так погружена в благословенную хаотическую сакральность...

Схизматрица Зонненменша — это нечто, что должно было быть абсолютно упорядоченным. А в итоге стало сплошным и даже кромешным хаосом. Хаосом тотальным. Из Иннсмута хотя бы можно надеяться убежать, или можно покинуть Евразию. В конце-концов, даже воля к побегу с Земли, если она начинает куда-то трансгрессировать может быть не бесплодным мечтанием. Но из Гигаструктуры не убежишь. Не очевидно даже, что она заканчивается там где заканчивается астросфера.

Здесь же мы сталкиваемся с недостатками Схизматрицы Зонненменша. А чем это по сути должно отличаться от "обычного постапокалипсиса"? Для персонажей обычного апокалипсиа Земля, по сути, тоже представляет собой место, которое становится для них отчаянным целым миром. А часто — регион или даже город.

На данный момент мне никак не прийдёт в голову мысль как задействовать масштаб Гигаструктуры в самой игре. Он слишком большой и поэтому либо не помещается в голову, и, следовательно, не пугает. Либо же просто не учитывается и действие игры может происходить на дву, трёх, пяти, десяти уровнях, которые просто отделены от остальной Схизматрицы условными дикими регионами и действие всё равно происходит в ограниченном регионе.

Интересным мостиком к размышлениям о масштабе представляется мне концепция, прямо следующая из сеттинга RimWorld.

Для тех кто не знает о сеттинге RimWorld — действие происходит в условно-стандартном Sci-Fi сеттинге, но без FTL, то есть путешествия происходят в анабизе несколько столетий и нет межзвёздных империй. Представим, что человек на развитой индустриальной планете увидел, что у соседней звезды появился мир-кольцо. А значит, что эту звезду освоил мощный искусственный интеллект (Архотех). Ну и человек начинает проект — можно проникнуть в этот мир-кольцо и забрать оттуда всякие артефакты — архотехнологии. А после вернуться на свой (через 860 лет он уже не будет своим) или какой-то другой подходящий мир и продать эти вещи. И зажить как короли.

И вот команда набрана, погружена в криптосон (анабиоз) и корабль 430 лет летит к звезде с архотехническим мегасооружением. Полёт протекает штатно и корабельный ИИ будит персонажей когда они влетают в астросферу или чуть позже. Полгода — год корабль летит непосредственно к миру-кольцу. Персонажи общаются, едят, закусывают. Это отчаянные авантюристы, которые с целью обогащения покинули родной мир навсегда. Уже прошло 430 лет на их родной планете. Может она вообще погибла в сверкании атомной катастрофы...

И вот они подлетают к мегаструктуре. Некоторое время рыщут вокруг неё, находят подходящее место для входа, бросают шлюз и вскрывают обшивку. А внутри...

Ну, для рассуждения нам не важно, что там конкретно внутри. Нам важно, что мы тут можем играть в мегаподземелье или в гекскрол. Даже в стиле эдаких шизофренических "Западных Пределов".

Но есть одно "но". Корабль (а в реалиях RimWorld он так даже и небольшой) — это "Крепость в Пограничье" персонажей. Отличие состоит в том, что она не находится в пограничье между цивилизованным и нецивилизованным миром. Весь цивилизованный мир сужается до самой крепости. Всё что могут сделать персонажи — это навсегда (ещё 430 лет) улететь домой. А значит сокровища, которые они должны здесь получить должны быть ПО-НАСТОЯЩЕМУ ценными.

Мало того, что здесь появляются дополнительные оси выбора: когда мы сочтём, что найденные архотехнические клешни и бесконечные источники электроэнергии достаточны и можно улетать; как налаживать быт и стоит ли обустраивать систему перевалочных баз и дальних лагерей; может быть послать сигнал домой и попросить уже колонизаторский проект; лечь в криптокапсулы и поспать ещё от N до N*100 лет; исследовать другие небесные тела в звёздной системе.

Так ещё и космический масштаб начинает хоть как-то, но ощущаться. Именно из-за того, что дальше Крепости в Пограничье отступать некуда. Вместо королевства людей — космическая пустота, вместо чудовищных монстров — принципиально неисследуемый до конца циклопический комплекс, а вместо конца модуля — конец света.

Комментариев нет:

Отправить комментарий