29 мая 2020 г.

Сумерки, сага, две тысячи

К настольным ролевым играм я отношусь очень серьёзно. До той степени, что когда кто-то несведущий начинает тупо шутить над этим хобби, я выхожу из себя. Собственно, положа руку на сердце, я вынужден признать, что для меня это вовсе и не хобби, а важная и существенная часть жизни. И, конечно, НРИ приносят мне много радости. Но и вещей, которые меня раздражают более чем достаточно. Например, если вы читали этот блог, то могли заметить, что я постоянно бешусь по поводу «нечестивых корпораций, делающих деньги на НРИ».

Тут сразу отмечу, что я совершенно не обвиняю коммерческие предприятия в том, что они зарабатывают деньги. И то, что, например, делает (делало) FFG кажется мне вполне нормальным: Star Wars RPG, Genesys и более мелкие линейки (типа тех же четырёх игр о разных концах Света). То что делает Modiphius сам по себе, хотя и вызывает у меня глубокое отвращение, следует признать вполне честным. Большие книги, яркие иллюстрации, известнейшие миры: Conan, Infinity, Dishonored и т. д. и т. п. Это же в полной мере касается, например, и Chaosium.

Я никогда не приму того, что делают некоторые другие люди и группы. Игра по ведьмаку, которая The Witcher RPG вызывает у меня глубокое неприятие самим фактом своего существования. От анонсов Cyberpunk Red меня тошнит.

Почти всё что я перечислил — это теплохладный пластмассовый инфантильный отстой. Но оттенки, надеюсь, вы уловили. Почувствовали мои вибрации, так сказать. Прошли со мной по пути ранжирования компаний от FFG до Talsorian Games.

Я бы мог сказать о Paizo, WotC и многих других, но зачем? И ТАК ВСЁ ПОНЯТНО.

А сегодня я хотел бы поговорить о несостоявшемся, по сути, другом возрождении старой школы. Посмотрите в мой пост в этом блоге, датированный аж августом 2017-го года: d44.html

На фото я сижу в футболке настольной ролевой игры Tales from the Loop. За это время я прошёл в своём отношении к Fria Ligan, наверное, все возможные стадии. Начал я с того, что безумным образом в паблике вещал о великолепии кикстартера Forbidden Lands и заложил пледжей на весьма крупную сумму. И закончил злобным неприятием всего, что они делают. Кстати, тот свой пледж я снял за семь часов до окончания кампании по сбору денег. Именно потому что «что-то начал подозревать».

А теперь в контексте сказанного поговорим об очень хорошей и интересной игре. Настольной ролевой игре.

В 2000-м году я учился в седьмом классе и часто ходил к своему другу домой, чтобы вместе с ним играть в комп. В основном это были HoMM II, но иногда мы проходили всякие другие игры. Запомнилась мне, например, Little Big Adventure 2. К вопросу о корнях моей тяги к хэви-фэнтези. Чарующий квест Loom абсолютно покорил меня. К вопросу о корнях моей тоски по поводу тотального диспела…

Попалась нам и Twilight: 2000 от весьма ценимой нами фирмы MicroProse Software. Они были издателями. Фактически, если в начале игры появлялось это лого: 


то это значило, что игра будет офигительной. Так получилось и в этот раз.

Действие игры происходило после ядерной войны. Мы знали Fallout 2 и крошились по этой теме. Но то что ожидало нас с другом было совсем неожиданным. Действие происходило не в постъядерной пустоши на территории бывших США или, там, Австралии. И не через 100 лет или неопределённый срок. Игра была о первых месяцах после ядерной войны и место было весьма неожиданным — Польша.

Но, Боже мой, это же седьмой класс и 2000-й год. Мой отец проводил большую часть времени в командировках, участвуя в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Новости об этом или об очередной напряжённости на границах Израиля — это то на чём мы росли. Нашими игрушками ещё недавно были БТРы, а нашей любимой литературой — А. Бушков с его циклом о «Пиранье».

Затравка игры, на этом фоне, поразила нас своей близостью, искренностью и реализмом. Вначале предлагалось взять готовый отряд или создать свой собственный. Мы, естественно, создали свой и началось. К тому времени мы хорошо знали X-COM и игра, в целом, была похожа на него: глобальная карта и тактические бои. Не было науки, не было стратегических битв. Вообще сейчас я с удивлением увидел, что T:2000 вышла раньше X-COM.


Вот что там было ещё интересного: подготовка к каждой операции была тщательным и сложным делом. Необходимо было общаться с местным населением и вообще со множеством NPC. При этом в игре было ограничение по ЯЗЫКАМ. Т.е. если в отряде не было солдата, который говорил по-немецки, то общение с представителями ФРГшного контингента НАТО было невозможно…

Короче говоря, только отгремели взрывы ядерных бомб и американский отряд застрял в Польше. В мире царит полный хаОс, управление и организация потеряны. Но военные есть военные — они создают укреплённый лагерь (в Кракове) и начинают работать с тем чем могут. Но «из пепла ядерного огня» восстали и плохие люди и именно одному из таких людей и противостоят (в основном) игроки в этой игре. По сюжету армия США оказалась в Польше, потому что демократические протесты против социализма набрали силу и получили всенародную поддержку. Народ попросил НАТО помочь и Альянс решился на ввод войск, это и было частью той цепочки, которая спровоцировала обмен ядерными ударами. И вот некий человек по фамилии Кзарный объявил себя бароном и набрал целую армию из парамилитарных групп, мародёров и ещё Бог знает кого. Постепенно в череде разговоров и миссий выясняются всё новые подробности, которые мы с другом так и не узнали, потому что отвлеклись на какую-то ещё более крутую игру, как это часто бывало.

Ну, а уже намного позже, уже даже в 10-ых я сообразил, что игра была сделана по мотивам настольной ролевой игры Twilight: 2000. В 2013-м году я очень впечатлился и прочитал огромное количество книг залпом. Это было утоление голода для разума, воспитанного на милитаристской литературе, фантастике, историях о постапокалипсисе, новостях о международной обстановке, на технотриллерах, на Томе Клэнси, в конце-концов…

(Тут я перестал писать этот текст и ушёл выпить водки из самовара и пострелять в небо из калашникова. Позвонил отцу, спросил отвязал ли он ядерную мину от бампера своей «Нивы» и покормила ли мать медведя. Когда все базовые потребности русской души были удовлетворены, я вернулся писать дальше.)

И вот я думаю, а кому ещё, кроме таких людей, нахрен нужна эта игра? Ну серьёзно. Вот пример. Для игры выходила книга с альтернативным сеттингом Merc: 2000, где ядерная война так и не произошла, а мир просто стал гораздо более хаотическим, что привело к появлению большого количества полуофициальных военных наёмных подразделений. И вот в этой книге подробно описывается политическая ситуация на среднем востоке. Что там в Кыргызстане, что там в Таджикистане. А как чувствуют себя уйгуры? Это важно! Вот у уйгуров ещё и несколько разных фракций, которые по своему борются за независимость. А вот Тамил-Илам должен быть свободен обязательно!


Мало политической обстановки? Ну так правила поддерживают всё что вам надо! Например, на задание можно приехать. На танках, на джипах. Кто осуществляет трансфер? Наниматель? Само подразделение? А может пешком пойдёте? На вертолётах? Если на вертолётах — то хот дроп (сразу в бой) или рекогнишен дроп (в стороне от места проведения операции)?

Может быть вы серьёзное подразделение и можете позволить себе HAHO или HALO. Обязательно подумайте что из этого больше подходит для данной конкретной миссии. Может быть не стоит «палить» свою излишнюю техническую оснащённость перед противником, а то и перед нанимателем тоже. Это же всё ещё настольная ролевая игра, верно? И ведущий может использовать зацепки для дальнейшего развития событий.

То же самое и основной сеттиг. Различия в званиях разных стран, униформа, техника, разные виды оружия и боепитания. Инструкции и уставы. Сотни букв выписок из уставов. Обстановка в Польше перед запуском ядерных ракет. Дополнительные книги по всем основным участкам планеты. Хоумфронт про окрестности Билокси, книги про Европу. И ещё новая техника и оружие. И новые патроны для этого оружия. Вы хотите ещё больше видов боеприпасов? Вы будете стрелять бронебойным или фугасным? Боже мой, я хочу от вас фугасных детей. Кто дочитал до сюда? Вы что-нибудь соображаете?

(Полежал в эпилептическом припадке перед компьютером. Встал, промыл клювик, попил воды, вернулся.)

Итак, надеюсь, что вы поняли и тему игры и проблему, которая с ней возникала. Пожалуй, у Twilight: 2000 была самая узкая целевая аудитория из всех, что можно было представить. Нет, это сейчас мы имеем Hot Guys Making Out, а тогда в 80-ых?.. С другой стороны от Второй мировой войны прошло всего-то сорок лет… Может быть по этой причине у людей было больше причин отложить в сторону Cyberspace, WFRP и AD&D и попробовать себя в роли суровых, претерпевших НЕМЫСЛИМЫЕ лишения мужчин и женщин, сжимающих в руках оружие, как спасительную соломинку в новом мире?

И вот это всё подводит нас к «несостоявшемуся ещё одному OSR». На самом деле таких OSRов много. Тот же Traveller (он всплыл тут не случайно) — это же фактически «параллельное возрождение». Или небольшие группые RuneQuestонавтов…

Что мы видим в Twighlight 2000? А мы видим сеттинг, который при всех раскаладах делает одну очень важную установку: персонажи игроков предоставлены сами себе в ТОТАЛЬНО НОВОМ МИРЕ. И вольны делать всё что захотят для того, чтобы выжить.

Я думаю, что всё это военно-техническое порно в книгах было не только следствием изначальной нацеленности игры для удовлетворения соответствующих потребностей. Создатели игры знали к чему приведёт завязка и хотели дать в руки игроков тот инструментарий при помощи которого можно адекватно и множеством способов взаимодействовать с этим миром.

А мир был представлен богато: какие типы NPC могут встретиться в Польше (и в другой местности в последущих книгах), какой у них характер, какие здесь обитают животные, какая материальная база у этой местности и её обитателей. И во всём этом прослеживался какой-то принципиальный отказ от давления со стороны «метаплота» или даже просто сюжета. Авторы упорно, даже там где это напрашивалось в контексте эпохи, в которую издавались книги, давали только скрупулёзное описание и оцифровку региона или политической силы, но не связанный с нею заготовленный сюжет. Хотя чуть позже зачатки сценариев всё же стали появляться.


Я не находил слишком много описаний партий в Twilight: 2000 сыгранные во времена её выхода. Это не та часть ушедшей эпохи, которая здорово перекрыта мемуарами, блогами или даже легендами. Но похоже, что такой подход авторов порождал ожидаемый игровой опыт.

Игровая группа начинает свой путь после того как последняя коробка консервов подошла к концу. Правительства, которое широко распространяло бы свою власть на большую территорию, нет. А у персонажей игроков есть пулемёт, автоматы и, может быть, БТР. И игровая группа начинает этим своим арсеналом во всю пользоваться, потому что кто помешает-то? Ну или же, в других случаях, персонажи нанимались к тем, кто мог их нанять и выполняли всяческие военные поручения.


Я искренне считаю, что Twilight: 2000 это такая очень и очень серьёзная альтернатива «данженам». Здесь действительно есть какая-то ускользающая от меня зацепка, приводящая к тому, что такой военной-тактический гемплей в итоге оказывается даже БОЛЕЕ социальным, чем «город и подземелья вокруг него». Не удивительно, что даже в видеоигру момент с языками просочился, а подготовка к миссиям была завязана именно на разговоры.

Материалы вышедшие после базовой книги лучше показали видение GDW (это издатель). Получалось так, что персонажи игроков — это такие «конаны-варвары» из «старого мира», которые должны навести порядок, свергнув тиранов, остановив беспорядки, наладив поставки еды или что-то вроде того.


Сравнение солдат НАТО в мире после Третьей мировой войны с Конаном — это настолько гениальная мысль, что сам её я осознать не способен. Остановлю же своё эмоциональное эссе здесь.

Я думаю, что игра не получила своего какого-то возрождения потому что:

а) Тактические бои связанные сюжетом легче сыграть на компе, а игровые группы, которые могли бы понять всё преимущество такого развлечения за столом играют в BattleTech другие настольные ролевые игры.

б) Крайний милитаризм, заклёпочничество — это сильно на любителя. Люди, которые объединяют любовь к этому и к НРИ хоть и есть, но всё же редки.

в) Тематика войны между странами ОВД и странами НАТО в таком хардкорном виде всё-таки потеряла свою остроту. Посмотрим, что там нахеровертят шведские зумеры.

Конец связи.

4 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот блин, а я слишком поздно начал подозревать и теперь у меня гора хлама по этому Forbidden Lands.

    ОтветитьУдалить