23 апр. 2023 г.

«Золото и прах». Золотая пыль

Студия «Триада» выпустила демку игры «Золото и прах». Несмотря на то, что я читал интересную книгу, я прервался и прошудировал предлагаемый рульбук. Обращаю ваше внимание: всё игровое, на что я писал обзоры в этом блоге, в паблике или в журнале «Даркер» было проверено игровой практикой. Здесь другой случай, здесь я только прочитал книгу правил.

Предварительные наблюдения

Форма

PDF-файл совершенно не оптимизирован. Мой не самый плохой ноутбук оказался способен листать его только по кадрам (Xreader). На планшете дело пошло лучше (ReadEra Premium). Книга оформлена приятно, за исключением ключевого момента — слишком низкая контрастность текста и фона. Впрочем, фон можно выключить в настройках показа слоёв (что также позволяет напечатать книгу, если вам требуется).

АП

Последнее время в НРИ на русском языке уже никого не удивишь «легальной информацией». И тут она занимает большую часть второй страницы. Очень много намёков на то, что человеку с улицы игра покажется тем, о чём он всю жизнь мечтал и он пойдёт делать для неё материалы, но может каким-то образом «опозорить» авторов поэтому чётко указано кому что и где указывать. И чего нельзя делать. Не поймите меня не правильно, авторов можно понять, но у меня осталось дико неприятное впечатление от того, что вот это первое что встречаешь за обложкой. В своё время в SaWo так не было, например, там авторы элегантно сказали «вот вам красивый логотип SaWo FAN, который будет дополнительно рекламировать ваше фанатское поделие», при том что функцию отказа от ответственности он тоже выполнял.

А самое смешное знаете что? Что эта «легальная информация» совершенно недостаточна. Последний пункт, например, можно интерпретировать так, что я не могу напечатать игру и раздать среди друзей копии. Короче говоря, я бы на месте авторов вообще бы не морочился с этим, выбрав какую-то форму CC, подходящую для коммерческих продуктов. А если уж решили делать, то нужно быть аккуратнее. Такие люди как я потому начнут всякие гадости в обзорах писать и внимание на этом заострять.

Сама игра

Смысловое и художественное оформление текста

Первое на что хочу обратить внимание — текст. Есть люди, которые любят когда «флафф» отделён от «механик». Грубо говоря, как в HoMMIII — встретили фонтан какой-нибудь и там есть небольшой художественный текст и иконка с кристаллами, которые вы получаете. Почти никто никогда не читает текст, видят кристаллы и жмакают на галочку. А я вот всегда читал, что там произошло. Я люблю, когда «флафф» и «механики» неотделимы друг от друга. И вообще я считаю, что возможность содержательно выделить из вашей игры «флафф» — это отвратительно.

Так, я сравнивал подход OSE и Labyrinth Lord. И столкнулся с изрядным количеством противников моего взгляда на этот аспект игростроения.

В «Золото и прах», скорее, пошли по тому пути, который мне нравится. «Всем пушественникам нужно держать себя в хорошей форме, но для бойца это образ жизни. Атлетика +2». Кстати, слово «пушественникам» так и написано в рульбуке. (Не нарушил ли я последний пункт лицензии этим примером?)

Однако, что-то всё равно постоянно заставляло мои глаза разъезжаться в разные стороны. И я быстро понял что. Художественный текст должен быть интересным и хорошим. Тут нужен литературный редактор или что-то вроде того.

    • «ТИПАЖ персонажа — это его архетип, определяющий общую сферу деятельности. Он наделяет персонажа уникальными особенностями, отличающими его от остальных».

        ◦ Вам не кажется это нагромождением? Что вообще способна объяснить фраза «типаж — это архетип»? Вам не кажется, что слово «архетип» более непонятное, чем «типаж»?

    • «Дельцы незаменимы там, где слова могут открыть больше дверей, чем пушки».

        ◦ Авторы! Вы читали что-нибудь, кроме головочленова или пиздивова? Вы знаете как работает русский язык? Какие пушки открывают двери? Почему? Насилие, угрозы, сила…

    • «В число характеристик входят следующие: ...»

        ◦ Ну это просто эталонный постный канцелярит. Я так мог бы написать игру (я очень косноязычен). Не просто «Характеристики: ...», а вот будто стесняемся.

Примеры выше, конечно, можете списать на мой вкус. Я не возражаю. Тем более, что во многих местах текст написан именно так как мне нравится. Просто понятным языком, будто объясняя вслух, описано что надо делать. Но именно поэтому-то я и сказал о редакторе! Текст КРАЙНЕ неровный. Авторы вообще не пытаются поставить себя на место читателя. В следующем аспекте это обстоятельство станет более важным.

Позиционирование. Новички/старички

В игре есть раздел, которого в ней могло бы не быть. Объяснение того, что такое в принципе настольная ролевая игра. За пределами крупных корпоративных проектов типа D&D, игр Modiphius и так далее я очень скептически отношусь к таким разделам.

Я могу себе представить инди-игру, где они нужны. Игра «Золото и прах» к ним не относится. Но допустим. Но тогда ваш раздел совершенно недостаточен! Попробуйте усилием воли поставить себя на место полного новичка в НРИ. Вы что-нибудь поймёте? Извините, но пространное (и часто просто обманывающее!!!) введение из «Заклятья Чёрного Мага» даёт лучшее представление о том, что такое НРИ. Вы написали этот раздел для галочки? Ну вот открываю тайну: он вам не нужен.

И, самое главное, это влияет на всю книгу. Страница 15 «Производные параметры». Если читаю я — мне понятно почему этот раздел так называется. А если новичок, в которого вы прицелились обсуждаемым разделом? Где объяснение того, что это такое. Где дежурные фразы «вычислите их и запишите на Лист персонажа»?

И так — по всему тексту. Множество умолчаний, на которые старичок вообще не обратит внимание, а новичок будет плакать. «Расширяйте мир между сессиями» на стр. 34. Слово «сессия» встречается в рульбуке один раз — здесь. При том, что в словарике для новичков вначале написали даже про «воображаемое пространство» (которое потом НИГДЕ в тексте рульбука не встречается). Если уж жестить, то я скажу, что так просто нельзя. Вам нужно разобраться в том, что такое архитектура игры, смысловое оформление и так далее.

Позиционирование. Старая школа

Мне кажется, что здесь совершенно правильное позиционирование. Игра прямо сквозит духом British OSR, видна тень МакДауэлла.

Опыт выдаётся за растрату денег, добытых в приключениях. Есть правила по публикациям научных/журналистских работ. Всё это набросано в очень черновом варианте, без минимальных подробностей и всяких интересных таблиц, но для целей пробной демки — это хороший сетап. Я бы ждал развития.

Позиционирование. Сеттинг и ещё о старой школе

Советов для ведущего в игре нет. То есть они есть, но совершенно неадекватны. Где таблицы зацепок? Где генерация биографии персонажей (сирота из-за войны, отпрыск аристократов — это же просто ОРЁТ и ПРОСИТСЯ в такую игру)? Где вообще всё вот это.

Но, опять же, те типажи, которые есть — дают достаточный толчок фантазии и можно более-менее представить что делать после генерёжки (но для этого надо быть не просто не новичком, а прямо опытным ведущим, который способен импровизировать и обладает недюжей эрудицией).

Сверхъестественное

Очень понравился раздел. И в смысле того как в нём написан текст, и в смысле предлагаемых правил. На мой вкус его надо усилить «химерностью по Заку Смиту», потому что сетап автора раздела очень многообещающий, но получает воплощение лишь отчасти.

Однако, повторюсь, раздел отличный и выгодно отличается от того, что есть в книге.

Выводы

Зачем такому человеку как я играть в эту игру — непонятно. Есть SaWo, который я смогу водить олдскульно. Это рассуждение разумеется не обо мне, а обо всех кто знаком с триадой «НРИ-OSR-пальп».

Но и в другие категории она попадает слабо.

    • Если есть «НРИ-OSR», то человек знает во что играть.

    • Есть есть «НРИ-пальп», то игра совершенно не сможет познакомить человека с лучшими практиками OSR.

    • Если есть «OSR-пальп», то тут, пожалуй, игра может кое-что предложить. Но пока что именно многообещающий сетап для будущего развития.

Если же брать тех кто только «НРИ», «OSR» или «пальп», то вы легко поймёте дрейф моего рассуждения.

В новичков же игра не попадает никак.

Вердикт

Если авторы будут хорошо работать, то это будет хорошая игра. Вот только работать ещё только предстоит НАЧАТЬ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий