15 авг. 2022 г.

Minecraft

Кто играет в Minecraft? Кто не играет — попробуйте. Я сам долго относится к игре очень хорошо, но заочно. А в прошлом году один человек прям раскусил что мне понравится и уговорил поиграть. Игра превзошла все самые смелые ожидания. И, конечно, самое удивительное, к чему я не был готов — это хоррорная игра. Причём тут два аспекта.

Первый я почти не буду затрагивать в этом посте, хотя отдельные положения будут затрагивать его. Игра пронизана экзистенциальным, онтологическим, метафизическим, whatever ужасом. Ты один на планете размером с Нептун (площадь поверхности мира в Minecraft примерно равна площади поверхности Нептуна, а есть ещё подземный мир). Ты не знаешь как и зачем ты здесь оказался, выживание — напряжённая гонка с обстоятельствами. Мирные деревни здесь какие-то напряжённые, музыка — угрожающая. На мой взгляд это идеальная метафора пустыни реальности. Есть только ты и весь мир против тебя. У меня есть стратегия объяснения притягательности подобного рода игр на выживание, но эта игра как-то особенно бьёт по всем струнам души, до которых можно дотянуться.

А вот второй аспект я предлагаю обсудить здесь подробнее. В Minecraft есть все атрибуты хоррора в самом широком смысле: чудовища разных видов (нежить, демоны, просто местные чудища), скримеры, возможность примерить роль угрозы на себя. И этот момент тоже работает слишком хорошо. Давайте попробуем разобраться что к чему и, может быть, кто-то опрокинет эти рассуждения на классический денженкроул в НРИ. Я уже несколько лет отвечаю на вопрос «Как водить хоррор в НРИ?» только одним способом: «Води OSR».

Почему Minecraft настолько страшный?

1) Зримой целью игры является открытие портала в Край. Это пустое место без ресурсов, пещер или вообще чего-то полезного. Финал игры — путь в тёмное, мрачное место, где острова парят в каком-то ужасном эфире. Просто 10 из 10. Ваша задача — не «победить тирана», не «облагородить мир», а совершить тёмный ритуал вокруг неведомого портала ведущего в страну ещё более чудовищных чудовищ.

2) У нас нет ответа на вопрос о том кто такой персонаж игрока. Он внешне не похож ни на одного из местных обитателей. Сколько тысячелетий стоят здесь все эти деревни? Их жители не создали ничего кроме микроскопических поселений. Да, их дома относительно надёжны, они выращивают пшеницу, разводят животных и у них есть кое-какое ремесло. А ещё они умеют вызывать голема для охраны от чудовищ. Но герой игры может в одиночку построить мост через океан или башню до неба. Он может стать для обитателей этого мира существом, о котором будут слагать легенды, а в каких-то регионах — пугать им детей. Он похож на ницшеанского сверхчеловека, который ворвался в относительно безопасный обывательский мирок и всех там переполошил. При этом он выглядит совершенно не угрожающе. «Новый человек живёт среди нас! Он здесь! Вам этого довольно? Я вам открою тайну. Я видел этого человека. Он смел и жесток. Мне было страшно в его присутствии».

3) Руины древних храмов, городов, затонувшие корабли. И всё это без признаков какой-то целостности древней цивилизации, которая их создала. На уровне геймплея — это понятные места для приключений. Но на уровне сеттинга, они слишком хорошо вписаны в ландшафт и слишком хорошо проработаны. Кто оставил их здесь? Мы никогда не узнаем. Но иногда кусочки мозаики собираются в картинку в голове игрока. И то насколько зловещая эта картина — зависит только от вашей готовности пугаться.

4) Утомительно количество скримеров. Светит Солнце, вы строите дом. И вдруг это шипение сзади. Часто это вообще не весело. Проблема тут в том, что игра очень легко вызывает ложное чувство безопасности. Прошла напряжённая ночь, ты выходишь решать дневные задачи. Кажется, что всё позади — в результате ты очень легко увлекаешься геймплеем. И тут — хоба! Скелет под дождевой тучкой, утопленник в неглубоком гроте или крипер везде…

5) Эндермен выглядит так будто он не из этой игры. Это очень страшное создание, вокруг которого могла бы быть выстроена отдельная хоррорная игра. Какой-нибудь шутан типа F.E.A.R. Но нет, демон из-за края реальности, который ищет повода встретиться с вами взглядом — рядовой моб в Minecraft.

6) Визуальная атмосфера и звуковое сопровождение. Честно говоря, многим хоррорам следовало бы поучиться у это игры. Туман, вода, подземные пещеры, даже лес на рассвете или закате выглядят здесь страшно. На фоне геймплея, где постоянно подступает голод, а ночь готова выпустить орды чудовищ — визуальная атмосфера здесь работает на все сто процентов. Про музыку я даже упоминать не буду, если не играете в Minecraft – поищите саундтрек. Его тоскливое и завораживающее звучание действительно нагнетает — это общее место в обсуждениях игры.

7) Саунд-дизайн. В этой игре звуку уделено непропорционально много времени. Кроме упомянутых шипения криперов и музыки, здесь звук делает очень много работы. В пещерах слышен лязг гигантских шестерёнок. На краю слуха иногда возникает крик какой бывает последним в жизни. А то какие булькающие звуки издаёт эндермен напоминает о «старовампирском диалекте» из «Ложной слепоты» П. Уттса. И в общем, объяснение, которое даёт Уоттс происхождению языка подходит и эндермену.

8) Менеджмент оружия и снаряжения здесь нужен не для облегчения жизни или минимизации потерь, а прямо для выживания. Вам нужно готовиться к экспедициям. Нет ничего более ужасающего, чем оказаться без света в темноте, без еды когда голоден, без воспоминания о том как дойти до безопасного места, когда ты заблудился.

9) У игры нет интерфейсной мини-карты или даже просто карты. Карту вы можете нарисовать через геймплей. А так — извольте ориентироваться точно также как в реальности. Ставьте верстовые столбики и таблички, вытаптывайте дороги. «Один против всего мира» будет отыгрываться именно так.

10) Персонаж буквально гуляет в ад. В процессе игры вы можете отправиться в ад, который ещё более хоррорный, чем начальный мир. И там много ещё более страшных чудовищ и других опасностей типа лавы. Игра про какого-то лимбонавта, который ни чёрта, ни Бога не боится.

11) Слишком большой контраст между «не хоррорным» и «хоррорным» состояниями игры. Да, весь мир Minecraft в чём-то тревожный. Но это замечаешь не сразу и про это легко забыть. Там много милого. Зайчики, овечки, поросятки и телятки. Вы можете сделать арбузную ферму и как-нибудь красиво её оформить. Фишка же состоит в том, что уже через несколько мгновений после посадки арбузов или кормления коровок, вы можете спускаться в кромешную тьму пещеры. Угля, знаете ли, надо нарубить. А там пауки или ядовитые пауки, которые выпрыгивают. Меньше минуты от вашего уютного огородика до тёмного этажа подземья. Игре удаётся очень хорошо организовать мощнейший контраст между приятным и страшным. Буквально под тонким слоем дёрна на котором ты стоишь открываются небеса изнанки мира, которая пугает сама по себе и пугает тем, что она изнанка. Изнанка к лицевой стороне всегда очень близко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий